Роман - переводчик и предприниматель. А еще он собирает кирпичи с клеймами. Каждый с вековой историей. Их хватило бы на постройку небольшого дома. Кирпичи хранятся в гараже и даже в квартире, но большая часть коллекции хранится в погребе на даче.
- Это как визитная карточка, документ эпохи, - говорит Роман, вытаскивая и рассматривая экспонаты. - Клейма ставили, чтобы отличить хорошего производителя от бракодела. Вот здесь есть буква Фита. Может, изготовитель был Феофаном, а может, Фотием или Фомой. После революции букву упразднили, и эти имена тоже стали редкими.
У него есть экземпляры кирпичей с Валаама и Соловков, даже из Эстляндии. Но собирает он в первую очередь кирпичи, связанные с историей Петербургской губернии. Первые нашел случайно на Крестовском острове 10 лет назад. Несколько штук лежали на обочине дороги: старые, массивные, с выдавленными клеймами. Кирпичи показались интересными, и Роман забрал их с собой. С тех пор выбирается на поиски кирпичей почти каждую неделю. Берет с собой молоток, зубило, корщетку, набор пакетов и рюкзак для переноски. Больше 3-4 единиц зараз не берет - и так солидный груз. Говорит, что для него в этом хобби сочетаются спорт, археология и краеведение.
Роман ныряет в темноту погреба и вытаскивает новые кирпичи. Они лежат слоями. Добраться до самых нижних непросто.
- Вот клеймо часто встречается: "Р.Р." - Владимир Ратьков-Рожнов из Шлиссельбургского уезда. Богатей, золотодобытчик, содержал детские приюты и ночлежки. Могучий был человек - сенатор. Вот "Г.С.Ф.": Граф Стенбок-Фермор. Старинный дворянский шведский род. Семье принадлежало побережье от Лахты до Лисьего Носа, заводы и доходные дома. А вот "Муфель": Александр Муфель, ротмистр, владелец доходного дома. Сам он жил на Кирочной улице у Таврического сада.
К погребу подходит дочка-школьница Маша. Внимательно смотрит на происходящее, а затем выдает:
- Папа, а помнишь, тебе кирпич на голову упал?
Роман хмыкает:
- Ну да, было и такое. В старых дымоходах встречаются интересные экземпляры. Но если потянешь оттуда кирпич, можно обрушить весь дымоход. Лучше в такие места лазить в каске.
В Петербурге и области множество мест, где можно пополнить коллекцию. Старинные кирпичи лежат на улицах и во дворах, на свалках и строительных сносах, вываливаются из стен сгоревших домов, пылятся на чердаках. Однажды Роман умудрился найти коллекционные экземпляры в собственной квартире, бывшей коммуналке, когда перестраивал печку.
- Лучшие места для поиска - гаражи, когда их сносят, и садоводства, а также крупные промпредприятия, - делится он секретами. - На набережных много, лежат в воде или прямо на берегу. В Кронштадте много! Раньше кирпичи грузили на пустые суда в качестве балласта для устойчивости и чтобы судно не шло порожним. В Кронштадте перегружали, и часть кирпичей осталась там.
Очень много белых и желтых кирпичей с иностранными клеймами. Вот, например, по-французски написано Feu - "фо", то есть "огонь", "огнеупорный". Такие в дореволюционной России были редкостью. Их привозили из-за границы, пока перед Первой мировой войной в Боровичах не построили завод по производству кирпичей, способных выдерживать температуру до нескольких тысяч градусов.
Роман считает, что в мире не так много мест, где клейменые кирпичи встречаются в таком изобилии. Должны были совпасть условия: быстрый рост города, промышленное развитие и при этом серьезная конкуренция. Клеймо - это торговая марка, знак качества, признак наступления новой общественной системы, капитализма.
- "Г.Л.": Граф Левашов. А может, графиня, дочка его. У них большой завод был в Курортном районе Петербурга. Загляни в любой дымоход этого района и скорее всего найдешь такое клеймо. "Л.И.Вейс" - Левин Израилевич Вейс, у него был завод у села Покровское на реке Тосна. В 1910 году после погромов он сменил имя на менее заметное Леонтий Иванович. "E.i.Г." - Евгений Иосифович Гонцкевич, архитектор, живописец и владелец лесопилки. А кирпич-то у него кривой, производственный брак. Такой можно было использовать на подсыпку дорог и набережных. Собственно, я его и нашел на подсыпке набережной в Шкиперском протоке.
Самые кирпичные места в России - это Петербург, Уральский регион, в меньшей степени Москва и Калининград. По объему кирпичного производства во второй половине XIX века с Российской империей могли сравниться лишь Англия, США и Индия. В последней кирпичи до сих пор делаются кустарно, вручную - раздолье для коллекционеров.
- До революции производство в Петербурге было интернациональным. Вот пожалуйста: Стуккей - женщина-англичанка; Жюль Камилович Мюллер - то ли француз, то ли немец; Лукконен - финн. А еще Гук, Мор, Хилль, Спарро, Борман, Укке и прочие. А в СССР уже был единый ГОСТ, и кирпичи отдельных заводов маркировать перестали. Правда, во время НЭПа еще ставили клейма: "Желдорсиликат" или "Северокустарь". Но качество было плохое. Эти кирпичи крошатся, расползаются под дождем, потому попадаются редко.
Есть в коллекции кирпич с маген-Давидом: строили синагогу. Есть с двуглавым орлом - госпредприятие. Есть более поздний с надписью "iм Сталiна", скорее всего с Донбасса или Днепропетровска. А вот Savikko - финский кирпич. Такие встречаются до самого Выборга. В коллекции у Романа пока отсутствует, но известно, что существует редкий кирпич с клеймом "ЛЕНИНЪ", так звали некоего шлиссельбургского производителя, однофамильца Ильича.
Если советские кирпичи весили 4 кило, то дореволюционные, как правило, 5-6 кило.
Чтобы собирать кирпичи, нужно быть физически крепким.
- Собрал 200 штук - уже тонна! Попробуй перебрать такую коллекцию! У меня сейчас 7 тысяч единиц, считая с дубликатами, это 40 тонн! По идее, нужно отдельное выставочное пространство. Но кто же даст под кирпичи?!