24.03.2016 21:40
Культура

Выставка Гелия Коржева открылась в Третьяковской галерее

Первая большая выставка Гелия Коржева открылась в Третьяковке
Текст:  Жанна Васильева Олеся Курпяева
Российская газета - Федеральный выпуск: №63 (6931)
Среди 120 живописных работ и 30 листов графики - работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Института русского реалистического искусства и собрания Рэймонда Джонсона (США), собрания семьи художника и Фонда наследия Гелия Коржева.
Читать на сайте RG.RU
Выставка Гелия Коржева

Гелия Коржева, народного художника СССР, некогда председателя Союза художников РСФСР, члена АХ СССР, неизвестным художником не назовешь. Его брутальный пролетарий, "Поднимающий знамя" (1959-1960), как и "Влюбленные" (1959), словно сошедшие из фильмов итальянских неореалистов, стали визитными карточками "оттепели".

Тем не менее выставка предлагает заново открыть автора знаменитого триптиха "Коммунисты", Библейской серии (она была показана в 2010 году в Институте реалистического искусства), цикла монструозных персонажей "Тюрлики" и серии, посвященной Дон Кихоту, как последнего реалиста и актуального художника. По крайней мере, именно о реактуализации наследия Коржева говорил на открытии выставки заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, написавший вступительную статью для каталога выставки.

В случае Коржева "реактуализация" отнюдь не означает возвращения социалистического реализма. Сам он от этого термина, слишком плотно слипшегося с работами Александра Герасимова, Налбандяна, Сварога и Ефанова, постарался дистанцироваться. Коржев предпочитал говорить о "социальном реализме", который отделял и от сервильного искусства на политзаказ, и от натурализма с его "правдоподобием". А в союзники брал... сценариста итальянских фильмов неореализма Чезаре Дзаваттини, который сказал как-то, что "сущность реализма есть скрытая ото всех ежедневная борьба с ложью".

Выставка "Босх. Ожившие видения" открылась в Москве

Этот тезис "борьба с ложью", конечно, не эстетический - этический. Но он объясняет и почему Коржева, вроде бы певца коммунистов (который, говорят, при всех своих должностях не был членом партии), так трудно было втиснуть в рамки банальной пропаганды. Достаточно взглянуть на портрет солдата в серии "Опаленные огнем войны" (1963-1964), с обожженным лицом, без одного глаза, взирающего на нас в упор, чтобы догадаться, как эта работа раздражала генералов. Коржев пишет не триумф победы, а травмы войны, ее рубцы, память бессонниц, ночных кошмаров, воспоминания, от которых хочется избавиться.

Именно с портрета этого солдата начинается экспозиция, пропуская не в распахнутый простор выставочного зала, а в лабиринт тесных пространств, ведущий от ученических работ, сделанных в эвакуации, к картине "Проводы", "Старые раны" или к монументальному портрету "Мать" (1964-1967). Мы не увидим лица этой женщины, сидящей в накинутом на телогрейку платке, закрывшей лицо рукой, углубленной в себя.

Архитекторы Евгений Асс и Надежда Корбут выстраивают пространство подчеркнуто камерное, закрытое, в котором масштабные полотна с мощными фигурами словно движутся на зрителя, словно образы прошлого. Архитектура экспозиции апеллирует не к внешнему пространству улиц, площадей, города, как можно было бы ожидать, помня брутального пролетария - "Поднимающего знамя" (1959-1960) или "Интернационал" из того же знаменитого триптиха "Коммунисты", а к прихотливому внутреннему миру.

Здесь воспоминания рифмуются с макабрическим видением - два трубача, живой художник и скелет в буденовке, выводят упрямо свою песню, с монстрами и мутантами, словно сбежавшими из фильма "Чужие", но и с образами Дон Кихота...

Но отсылка к цитате итальянского неореалиста - отчасти ключ и к эстетике "социального реалиста" Коржева. Его картина "наплывает" на зрителя, словно крупный план с экрана.

В Петербурге показали кошачью версию "Черного квадрата"

Именно эффект киноэкрана позволяет создать двойственный эффект монументальности фигур и интимного сопереживания, фрагментарности и эпичности, телесной мощи и ранимости. Это балансирование между почти скульптурой и экранным видением нынешняя экспозиция выставки аккуратно подчеркивает.

Впрочем, это не единственный контраст, с которым работает художник. В постперестроечное время его в его работах соединяется почти газетная публицистичность ("Лишенная родительских прав", "Вставай, Иван!") с библейской притчевостью ("Блудный сын"). Давний этический посыл "ежедневная борьба с ложью" рифмуется с образом ветхозаветного пророка. Того, кто призван "глаголом жечь сердца людей".

Логично, что именно одноименной работой "Пророк" (2011) экспозиция завершается.

Живопись