Когда смотришь фильм "Друзья" (в прокате с 24 марта), все время вспоминается фильм "Молодость" Паоло Соррентино, главного героя которого до конца жизни мучил вопрос: переспал его лучший друг с женщиной, которая ему нравилась, или все-таки нет? Видимо, это какая-то мужская особенность - впадать в такие мысли. Ту "Молодость" мог снять только человек с опытом и в возрасте. А этот фильм также можно было бы назвать "Молодость", только снят он с другой - противоположной - точки зрения.
Привокзальная Мадонна. Девушка принимает душ. На вокзале. Есть такая услуга для путешественников. Всего 20 минут. Но ей хочется, чтобы это время как можно дольше не заканчивалось. Потому что ей кажется, что с помощью этих бесплатных потоков воды можно изменить все плохое, что накопилось в ее жизни. Девушка красива. Очень красива. Она торгует кофе и пирожками на вокзале. Но при этом у нее такое божественное лицо, что, она кажется ожившей фреской. Неудивительно, что в нее влюбился искренний и незадачливый толстячок Клеман. Причем так, что она сразу же стала смыслом его жизни.
"Они сошлись - вода и камень". Как мог добрейший Клеман, переживающий за все до состояния невротизма, подружиться с циничным красавчиком Абелем (его в своем фильме играет сам режиссер Луи Гаррель) - непонятно. Интересно, Луи Гаррелю никто не предлагал сыграть Евгения Онегина? Он идеально подходит на роль русского аристократа позапрошлого века. "Как рано мог он лицемерить..." Думаю, что из этого сравнения понятно, что Абель - "разбиватель" женских сердец. Конечно же, добродушный Клеман советуется с ним по поводу своей любовной истории... И, разумеется, ни к чему хорошему это не приводит.
У девушки есть своя тайна. Работать на вокзал ее отпускают. А по вечерам она должна возвращаться в… Тюрьму. Вовремя и трезвой. Но грубое вмешательство друзей, которое происходит с подачи-совета Абеля, нарушает ее обязательство. Настолько, что изменит ее жизнь в худшую сторону - ей просто добавят срок. Мужчины не могут понять ее, когда она, например, пытается пояснить Клеману, что просто не вправе никого полюбить. Но тайна в женщине всегда привлекает, причем иногда настолько, что хочется максимально жестоко разрушить ее и свести до уровня простоты. Разгадывать по-настоящему ведь тяжело...
И что же Привокзальная Мадонна? Отдается течению и идет навстречу всем изменениям в своей жизни. Хотя прекрасно понимает, что за все придется платить. Девушка "уходит в ночь" с друзьями. Попадает в массовку на съемки фильма о студенческих волнениях 1968 года. Откуда режиссер Гаррель знает это время? Все просто - достаточно вспомнить картину "Постоянные любовники" его отца Филиппа Гарреля. В ней рассказывается, как во время этих волнений молодежь "высыпалась" на улице. И парень по имени Франсуа внезапно встретил девушку Лили…
Фильм "Друзья" - тоже о любви. Но он рассматривает любовь с нравственной стороны. Долг или возможность влюбиться? Что есть предательство и нужно ли его скрывать? Отсюда и имя - Абель, перекликающееся с библейским Авелем. А еще он поднимает тему мужской дружбы. Возможна ли она, когда рядом появляется женщина? Обычно про женщин говорят "подруга до первого друга". Но у мужчин - свои проблемы. Временами они - ну точно как женщины.
Фильм Луи Гарреля очень прост. Иногда до примитивности. Но при этом наполнен вечными смыслами. Его можно посмотреть просто так - на ходу, любуясь красивыми лицами. Причем особенность еще и в том, что Гаррель выглядит как обычный француз, а красота Моны - так зовут девушку, и это тоже не случайно - арабско-мусульманская (ее играет иранская актриса Голшифте Фарахани). Все мы сталкивались с проблемой - можно ли дружить, любя, и можно ли любить, не потеряв при этом лучшего друга. Ответы на эти вопросы приходят уже в том возрасте, когда можно снимать фильм "Молодость", как у Соррентино. Кому-то удается, а кому-то - нет.
Кадры из фильма "Друзья"