28.03.2016 00:25
Digital

Как будет выглядеть дорога будущего с беспилотными автомобилями

Текст:  Матвей Соколов
Российская газета - Федеральный выпуск: №64 (6932)
Развитие беспилотного транспорта нельзя остановить. Это понимают уже во многих странах, а в некоторых даже закрепляют на законодательном уровне. Недавно организация, регулирующая безопасность дорожного движения в США (NHTSA), юридически признала водителем систему, управляющую беспилотным автомобилем Google.
Читать на сайте RG.RU

"Мы согласны с Google, что ее самоуправляемые машины не будут иметь "водителя" в традиционном смысле слова, как то было с транспортными средствами в последние 100 с лишним лет", - сообщалось в письме организации. Принятое NHTSA решение может заметно продвинуть процесс вывода автономных машин на автодороги.

В России пока законодательство не шагнуло так далеко, но все предпосылки для внедрения самоуправляемых авто и сверхскоростных беспилотных трасс есть и у нас. Несмотря на нарекания водителей Tesla, рискнувших воспользоваться функцией автопилота, массового внедрения этой технологии осталось ждать не более пяти лет. Уже сейчас автомобиль способен поддерживать интернет-соединение с сервисным центром производителя и отправлять телеметрию.

СМИ: В Apple тайно разрабатывают беспилотный автомобиль

Пофантазируем о том, как будет выглядеть дорога будущего. Представьте: вы выходите вечером из московского офиса, видите, как к крыльцу подъезжают автомобили, ваш - следующий. Он только что покинул свою ячейку на автоматической парковке и подъехал к выходу по специальным маячкам бизнес-центра. Вы открываете дверь касанием и садитесь на пустое водительское место. Внутри уже комфортная температура, заданная заранее с помощью вашего смартфона. Машина распознала его и поздоровалась с вами. Батареи автомобиля полностью заряжены: этого электричества хватит до Санкт-Петербурга, предположим, что туда вы и едете домой. Всего через 4,5 часа вы будете на месте.

Смартфон благодаря приложениям знает, что вы спали всего 7 часов, пробежали утром 5 километров и просидели два часа на встрече, поэтому как только вы почувствуете усталость, бортовая система машины предложит вам выбрать кафе, расположенные на вашем маршруте. Все придорожные заведения борются за право появиться в ТОП-3 этого списка, поэтому подзарядка автомобиля будет бесплатной.

После чашки кофе вы въезжаете на платную магистраль, встаете в правую полосу, а значит, можете включить автопилот. Скорость крейсерская, невысокая, 180 км/ч. Тем более что на пути много населенных пунктов, и дорожная служба все равно будет снижать скорость авто на этих участках. Автомобили лихачей удаленно блокирует ДПС. Устали? Авто плавно съезжает на обочину. И вы спокойно засыпаете.

Кажется, что нарисованная нами картинка возможна только в очень далеком будущем. Но нет.

"Все это может стать реальностью уже в 2035 году, - заверил "РГ" эксперт по развитию бизнеса зарядной инфраструктуры для электромобилей Schneider Electric в России Денис Белый. - Для начала нам потребуется оснастить автомобиль RFID-метками (миниатюрное запоминающее устройство, маркирующее авто), а дорогу - считывателями дальнего действия. Расстояние, на котором метки будут читаться, составит до 14 метров. Высота подвеса дорожной камеры на стальной ферме - 5-8 метров, следовательно, технология нам подходит. Подвесив такие метки одну за другой на расстоянии 10 метров, можно измерить скорость автомобиля и заодно считать его регистрационный код".

Также понадобится читаемая автомобильным радаром дорожная разметка. Даже если разметку занесет снегом, стальной отбойник по краям дороги отразит сигнал автомобильного радара и даст представление о полосе, в которой движется автомобиль, просто по расстоянию до него. "А ширина полосы у нас в стране стандартная. Конечно, не обойтись и без дорожных знаков, но таких, которые видны автомобильной камере, - отметил Денис Белый. - Базу знаков водитель сможет обновить через Интернет. Критические дорожные знаки - "Стоп", "Сужение дороги", съезды, повороты - могут быть продублированы RFID-метками и навигацией в бортовой системе автомобиля".

В Японии беспилотный автомобиль попал в ДТП во время тестов

Возникает вопрос, нужны ли будут беспилотному автомобилю знаки ограничения скорости? Эксперты уверяют, что они не нужны вовсе. Беспилотники будут реагировать на команды по принудительному снижению скорости, например, в населенном пункте. Таким образом, нарушения скоростного режима в принципе невозможны.

"Мозгом" машины автопилотного будущего станет бортовая система автомобиля, которая способна перехватить управление. У сотрудников ДПС должна быть возможность удаленного подключения к системе управления для принудительной остановки нарушителя.

"Автомобиль не существует отдельно от дороги, и это факт, - отметил эксперт. - Так или иначе, он постоянно общается с ней посредством водителя. Дорога говорит нам "Снизьте скорость, пожалуйста", и мы, повинуясь знаку, отпускаем газ, и машина замедляет ход. Дорога указывает нам поворот, мы крутим руль, и машина закладывает вираж".

Возможно, пора перестать быть посредниками между машиной и дорогой , расслабиться и позволить им общаться друг с другом самостоятельно.

Технологии