"Мы согласны с Google, что ее самоуправляемые машины не будут иметь "водителя" в традиционном смысле слова, как то было с транспортными средствами в последние 100 с лишним лет", - сообщалось в письме организации. Принятое NHTSA решение может заметно продвинуть процесс вывода автономных машин на автодороги.
В России пока законодательство не шагнуло так далеко, но все предпосылки для внедрения самоуправляемых авто и сверхскоростных беспилотных трасс есть и у нас. Несмотря на нарекания водителей Tesla, рискнувших воспользоваться функцией автопилота, массового внедрения этой технологии осталось ждать не более пяти лет. Уже сейчас автомобиль способен поддерживать интернет-соединение с сервисным центром производителя и отправлять телеметрию.
Пофантазируем о том, как будет выглядеть дорога будущего. Представьте: вы выходите вечером из московского офиса, видите, как к крыльцу подъезжают автомобили, ваш - следующий. Он только что покинул свою ячейку на автоматической парковке и подъехал к выходу по специальным маячкам бизнес-центра. Вы открываете дверь касанием и садитесь на пустое водительское место. Внутри уже комфортная температура, заданная заранее с помощью вашего смартфона. Машина распознала его и поздоровалась с вами. Батареи автомобиля полностью заряжены: этого электричества хватит до Санкт-Петербурга, предположим, что туда вы и едете домой. Всего через 4,5 часа вы будете на месте.
Смартфон благодаря приложениям знает, что вы спали всего 7 часов, пробежали утром 5 километров и просидели два часа на встрече, поэтому как только вы почувствуете усталость, бортовая система машины предложит вам выбрать кафе, расположенные на вашем маршруте. Все придорожные заведения борются за право появиться в ТОП-3 этого списка, поэтому подзарядка автомобиля будет бесплатной.
После чашки кофе вы въезжаете на платную магистраль, встаете в правую полосу, а значит, можете включить автопилот. Скорость крейсерская, невысокая, 180 км/ч. Тем более что на пути много населенных пунктов, и дорожная служба все равно будет снижать скорость авто на этих участках. Автомобили лихачей удаленно блокирует ДПС. Устали? Авто плавно съезжает на обочину. И вы спокойно засыпаете.
Кажется, что нарисованная нами картинка возможна только в очень далеком будущем. Но нет.
"Все это может стать реальностью уже в 2035 году, - заверил "РГ" эксперт по развитию бизнеса зарядной инфраструктуры для электромобилей Schneider Electric в России Денис Белый. - Для начала нам потребуется оснастить автомобиль RFID-метками (миниатюрное запоминающее устройство, маркирующее авто), а дорогу - считывателями дальнего действия. Расстояние, на котором метки будут читаться, составит до 14 метров. Высота подвеса дорожной камеры на стальной ферме - 5-8 метров, следовательно, технология нам подходит. Подвесив такие метки одну за другой на расстоянии 10 метров, можно измерить скорость автомобиля и заодно считать его регистрационный код".
Также понадобится читаемая автомобильным радаром дорожная разметка. Даже если разметку занесет снегом, стальной отбойник по краям дороги отразит сигнал автомобильного радара и даст представление о полосе, в которой движется автомобиль, просто по расстоянию до него. "А ширина полосы у нас в стране стандартная. Конечно, не обойтись и без дорожных знаков, но таких, которые видны автомобильной камере, - отметил Денис Белый. - Базу знаков водитель сможет обновить через Интернет. Критические дорожные знаки - "Стоп", "Сужение дороги", съезды, повороты - могут быть продублированы RFID-метками и навигацией в бортовой системе автомобиля".
Возникает вопрос, нужны ли будут беспилотному автомобилю знаки ограничения скорости? Эксперты уверяют, что они не нужны вовсе. Беспилотники будут реагировать на команды по принудительному снижению скорости, например, в населенном пункте. Таким образом, нарушения скоростного режима в принципе невозможны.
"Мозгом" машины автопилотного будущего станет бортовая система автомобиля, которая способна перехватить управление. У сотрудников ДПС должна быть возможность удаленного подключения к системе управления для принудительной остановки нарушителя.
"Автомобиль не существует отдельно от дороги, и это факт, - отметил эксперт. - Так или иначе, он постоянно общается с ней посредством водителя. Дорога говорит нам "Снизьте скорость, пожалуйста", и мы, повинуясь знаку, отпускаем газ, и машина замедляет ход. Дорога указывает нам поворот, мы крутим руль, и машина закладывает вираж".
Возможно, пора перестать быть посредниками между машиной и дорогой , расслабиться и позволить им общаться друг с другом самостоятельно.