28.03.2016 00:00
Экономика

Пассажиры стали чаще жаловаться на стиль вождения автобусов

Стиль вождения пассажирского транспорта оставляет желать лучшего
Текст:  Татьяна Батенёва
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №64 (6932)
"В Нижнем Новгороде 65-летняя пенсионерка пострадала при падении в автобусе, - сообщает местная ГИБДД. - Водитель автобуса "ЛиАЗ", следующего по маршруту N 65, слишком резко затормозил, в результате женщина упала и получила ушиб бедра". На днях услышала это сообщение по радио как раз в салоне пригородного автобуса. Трафик на магистрали был плотным, но неравномерным. Автобус то резко тормозил, то срывался с места в карьер. "Потише, не дрова везешь!" - не выдержал мужчина, болтавшийся на поручне рядом со мной. А ведь правда, водители пассажирского автотранспорта в последние годы стали ездить совсем иначе, чем прежде. Опросила десятка три пассажиров в автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках. Из них больше 20 согласились: культура вождения снизилась. И не только в крупных городах, но и на междугородних рейсах, и даже в райцентрах и поселках. Только ли в том дело, что дороги запружены автомобилями и у водителей сдают нервы? Спросила экспертов.
Читать на сайте RG.RU
Столичный автотранспорт станет безопаснее для пассажиров

- Сейчас режим работы водителя такой, что ему некогда смотреть, как там пассажиры себя чувствуют, - посетовал инструктор автошколы "Аспект" Николай Аркадьевич. - С них требуют соблюдения графика, а на дороге всякое случается. К тому же сократился срок переподготовки с категорий В и С на категорию D, им просто не хватает опыта. А многие приезжие водители в принципе не обладают необходимой культурой вождения, не жалеют машину - рвут с места и тормозят как попало.

- Многие водители получали права неизвестно где, - согласен директор автошколы ДОСААФ "Алгоритм" Иван Шерехора. - Сейчас автопарки перестраховываются, делают на своих машинах наклейки "Я соблюдаю ПДД. Если не согласен, позвони по телефону" - и указывают его номер. Но даже это водителей не всегда дисциплинирует. Многие из них, закрывая двери и отъезжая от остановки, даже не смотрят в зеркало, подвергая пассажиров риску. Много молодежи, а они учатся водить на легковых автомашинах, у которых сила инерции меньше, поэтому маневрировать легче, а потом переносят этот стиль на габаритные машины. Да и вообще ведут себя агрессивно за рулем, даже женщины.

- Многие автобусные парки получили новые "ЛиАЗы" с автоматической коробкой передач, - дополняет преподаватель автошколы "Старт" Олег Муравьев. - Водители оказались не подготовлены к этому - ездят, как на привычной механике. А в троллейбусах и трамваях электромотор сам по себе требует более аккуратного обращения. И в целом раньше были высокие требования к культуре вождения, а сейчас об этом и не думают.

Такой серьезный документ, как должностная инструкция водителя автобуса, казалось бы, должен содержать требования к стилю вождения, комфортному для пассажиров. Но удалось найти лишь два пункта, касающиеся этой темы. Это пункт 2.6. "Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая Правил дорожного движения". И пункт 3.15. "Снизить скорость движения при подъезде к остановочному пункту с таким расчетом, чтобы остановка автобуса была произведена плавно". Про плавность движения при отъезде от остановки или на всем маршруте следования в инструкции не говорится.

Новый отечественный автобус понравился пассажирам

Нет особых требований к водителям по стилю движения и в Правилах дорожного движения.

Можно ли в принципе проконтролировать стиль вождения? Оказывается, можно, такое программное обеспечение разработано.

- В соответствии с приказами Минтранса России все транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, должны быть оснащены навигационной аппаратурой ГЛОНАСС и дополнительным оборудованием, - говорит генеральный директор компании "Мегапейдж" Иван Нечаев. - Одним из средств обеспечения безопасности перевозок является блок для оценки стиля вождения, который фиксирует резкие ускорения, торможения, маневры, нарушения скоростного режима. Для разных типов транспорта могут быть установлены предельно допустимые параметры и "штрафные" баллы за каждое нарушение. По каждому водителю можно получать статистику нарушений и в случае необходимости принимать управленческие решения.

Как сообщили "РГ" в ГУП "Мосгортранс", работа водителей находится на особом контроле. Все автобусные парки подключены к "горячей линии" "ДТП-нет!" (8-800-700-06-66), куда горожане могут сообщать информацию о работе общественного транспорта. Кроме этого, для жителей столицы доступен контакт-центр "Московский транспорт": 8-495-539-54-54 или 3210 (для звонков с мобильных). По каждому обращению проводятся проверки. В случае подтверждения информации о нарушении водителем должностной инструкции к нему применяются меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.

Общественный транспорт