28.03.2016 00:42
Авто

Российский автопром увеличит экспорт в страны дальнего зарубежья

Экспорт может стимулировать развитие автопрома
Текст:  Татьяна Шаповалова
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №64 (6932)
Вклад автопрома в ВВП России в соответствии со стратегией минпромторга к 2020 году должен составить около 430 миллиардов рублей, что почти в два раза больше, чем в 2012 году. Однако начиная с 2013-го объем внутреннего рынка, наоборот, значительно сократился. Только в прошлом году он "просел" на 36 процентов. В результате продажи продукции отечественных машин сократились как внутри страны, так и за рубежом. Меры поддержки производителей обсудили на недавно прошедшей Х Международной конференции АutoInvest в Санкт-Петербурге.
Читать на сайте RG.RU

Известно, что на поддержку отрасли в 2016 году запланировано выделить около 138 миллиардов рублей. На промышленные субсидии будет направлено примерно 80 миллиардов, на обновление парков - 47 миллиардов. Инвестиции должны способствовать росту продаж. Тем не менее представители иностранных компаний опасаются, что вслед за потерей в 2015 году десятой доли покупателей в 2016-м они лишатся половины клиентов. "Сегодня некоторые дилеры стоят на пороге банкротства", - поясняет вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Вячеслав Жигалов.

Средний возраст машин составляет около 12 лет, на тысячу человек в РФ приходится 340 авто. То есть парк будут скоро обновлять вне зависимости от состояния экономики. Правда, без господдержки обеспечить производство нужного количества машин будет невозможно, считают эксперты. Помимо субсидий стимулировать развитие автопрома будут созданием специальных экономических зон локализации производств, где заработает система щадящего налогообложения. На одной территории объединят производителей комплектующих и сборочные мощности, благодаря чему сократятся расходы на логистику.

Российские автомобили подешевеют на семь процентов

Наиболее удобным для реализации программы поддержки остается Северо-Запад, который занимает второе место по производству после Самары и в два раза опережает остальные регионы по объему производства. Площадки локализации уже созданы в Петербурге. Согласно отчетам чиновников, в городе начата работа по привлечению производителей автокомплектующих в ОЭЗ Нойдорф-Стрельна и Новоорловская. Кроме того, город готов предложить отраслевикам участие в реализации различных инвестпроектов, предполагающих определенные льготы и преференции. По оценкам экспертов, не допустить снижения объемов производства было бы реально, если бы отечественные предприятия более активно продавали машины и комплектующие за рубеж. Те же компании, чье производство ориентировано на Россию, имеют меньше возможности к преодолению кризиса и развитию, считают эксперты. "Есть компании, которым инвестировали в два с половиной раза больше, чем остальным автопроизводителям, но они испытывают проблемы, поскольку не имеют прибыльного бизнеса за границей, - отметил гендиректор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаил Блохин.

В 2016 году экспорт в страны дальнего зарубежья должен увеличиться на 20 процентов, в том числе на Средний Восток. Туда сейчас успешно отправляет свою продукцию КАМАЗ, который в прошлом году увеличил продажи почти на 20 процентов, до 6 тысяч единиц. Успешно идет поставка отечественной техники на рынки СНГ, в том числе в Белоруссию и Казахстан. Однако занять там прочные позиции еще не удалось. Увеличивать поставки за рубеж сегодня мешает нежелание иностранцев пускать нашу продукцию на свои рынки. "Многие страны создают искусственные барьеры для российского импорта в виде таможенных пошлин, - отметил замгендиректора по стратегическому развитию ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" Алексей Гогенко. - В Египте, например, пошлины для отдельных марок автомобилей достигают 135 процентов".

Актуальным остается и вопрос сертификации отечественных товаров российского автопрома. В этом плане российским промышленникам должно содействовать участие России в ВТО, что позволяет открывать новые рынки и ориентироваться на международные стандарты. Однако при всем желании отечественного автопрома выйти за рубеж и заполнить собственный внутренний рынок эксперты опасаются, что это будет невозможно из-за отсутствия местной производственной и сырьевой базы для выпуска автокомплектующих.

Легковые авто