По итогам 2015 года регистрации всего российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн даже не достигли отметки в 30 тысяч единиц. Для сравнения: еще в 2014 году было 56,4 тысячи. При этом продажи большой "европейской семерки" закономерно продолжают снижаться. Так, доля европейцев на российском рынке упала на 6,4 процента, составив в сумме 7898 регистраций (18 632 в 2014-м). При этом позиции лидеров рынка практически не изменились. Доля основных производителей грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 тонн по итогам года распределилась следующим образом: 57,6 процента объема выпуска пришлось на КАМАЗ, импортная техника составила 22,3, продукция автозавода "Урал" - 13,7, затем следуют МАЗ (6 процентов) и АвтоКрАЗ (0,4). При этом доля реализации у КАМАЗа на отечественном рынке составила 79 процентов от общего объема продаж автомобилей и сборочных комплектов. Однако даже несмотря на лидирующие позиции, большинство показателей у завода оказалось хуже предыдущих результатов. На основном рынке сбыта, российском, автогигант реализовал 22 645 грузовых автомобилей, что на треть меньше 2014 года.
Стремясь нивелировать развитие негативных сценариев на внутрироссийском рынке, компания нарастила продажи на рынках дальнего и ближнего зарубежья, за год увеличив экспорт на 7,5 процента. Как сообщал финансовый директор предприятия Андрей Максимов, рост выручки по экспортным грузовикам составил 19,5 процента по сравнению с 2014 годом. В то же время крупнейший внешний рынок КазАЗа - Казахстан - вдвое просел из-за снижения доходов в бюджете страны. Как прогнозируют специалисты автогиганта, негативное влияние на динамику экспорта уже в этом году может оказать целый ряд факторов, среди которых девальвация национальных валют и снижение покупательской способности в странах Средней Азии, а также продолжающийся военный конфликт в Сирии и вызванная этим политическая нестабильность в странах Ближнего Востока и Афганистане. Как констатирует президент Татарстана Рустам Минниханов, минувший год складывался непросто для всей экономики региона, однако особые сложности наблюдались в области автомобилестроения. "Пока, конечно, в целом наблюдается сложная ситуация, но как только экономика нашей страны начнет восстанавливаться, автомобильная отрасль восстановится первой. Все эти машины востребованы. КАМАЗ сегодня не стоит на месте. Он ведет модернизацию производства. Создается новый двигатель, создана новая кабина, создаются новые машины, раскрывается экспортный потенциал", - подчеркнул он.
Однако не все оценки столь оптимистичны. "Мы не видим выраженных точек роста для отрасли. Несколько лучше чувствует себя рынок автобусной техники за счет подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, - рассказал коммерческий директор "Скания-Русь" Сергей Яворский. - В этом сегменте падение составило 11,9 процента (2682 регистрации). Здесь наша компания делает отдельный акцент на развитие совместного с группой ГАЗ проекта по сборке автобусов "ЛИАЗ" на шасси Scania. Проект с ГАЗом открывает для нас и дополнительные возможности по участию в гостендерах, касающихся игр FIFA-2018". В целом же доля Scania в общем объеме российского рынка тяжелых грузовиков незначительно снизилась (минус 1,6 процента). Однако, несмотря на общий спад, компания продолжает занимать лидирующую позицию в "большой семерке" с долей 30,9 процента (+1,4 процента по отношению к 2014 году). При этом продажи компании в 2014 - 2015 годах составили 7936 единиц. "Наиболее заметными негативными тенденциями в минувшем году стали девальвация национальной валюты, к которой мы как европейский производитель техники особенно чувствительны, и сокращение объемов кредитования в связи с высокими процентными ставками, что явным образом отрицательно сказывается на покупательской способности клиентов. В целом негативный рыночный тренд комтранса, наблюдавшийся в прошлом году, уже перешел в 2016-й. В лучшем случае мы увидим нулевой рост, и ситуация вряд ли изменится, пока мы не выйдем из текущего геополитического цикла", - считает эксперт "Скания-Русь".
Сокращение рынка наблюдается, начиная уже с 2013 года, отмечают в Группе ГАЗ, но в прошлом году влияние негативных факторов значительно усилилось. Рост цен на новую технику и снижение грузооборота заставляют многих потребителей отказываться от обновления парка. Основные проблемы отрасли те же самые, что и в целом по российской экономике: отсутствие инвестиционных и оборотных средств у покупателей в результате запретительной кредитной ставки или невозможность получить кредит. На этом фоне низкий уровень инвестожиданий усиливает плохая прогнозируемость заявленных ранее проектов из-за высокой волатильности валютного рынка. Ухудшается и финансовое положение предприятий малого и среднего бизнеса - основных потребителей на рынке коммерческого транспорта. В результате сильнее всего упали поставки предприятиям торговли, промышленности, строительства. В наименьшей степени падение коснулось пищевой и сельскохозяйственной отраслей.
В то же время за первые два месяца этого года марка "ГАЗ" показала положительную динамику на рынке. Суммарные продажи поднялись примерно на 10 процентов, прежде всего благодаря росту спроса на новый среднетоннажный автомобиль "ГАЗон NEXT". Однако пока нет оснований говорить о смене негативной тенденции в целом, считают специалисты компании. На рынке по-прежнему очень остро стоят проблемы с финансированием и кредитованием. В целом в 2016 году эксперты прогнозируют снижение объемов рынка автомобильной техники. На этом фоне наиболее востребованными будут грузовые автомобили с повышенными эксплуатационными и техническими параметрами. Как отмечают представители Группы ГАЗ, основные предпочтения потребителей сейчас выражаются в повышении требований к эргономике и комфорту рабочего места водителя. Среди других конкурентных преимуществ также можно назвать повышение мощности двигателей, производительности и надежности эксплуатируемой техники, а также выгодную стоимость владения.