Еще при подготовке пенсионной реформы 2002 года предлагалось объявить, что через 10 лет возраст выхода на пенсию начнет повышаться. Но решение отложили, а потом стали расти цены на нефть...
Между тем большинство бывших стран СССР уже давно повысили у себя пенсионный возраст, причем многие, как Казахстан, сделали это почти сразу после обретения независимости. Держатся пока еще только Россия и Узбекистан. Александр Лукашенко совсем недавно, открывая дорогу для более позднего предоставления пенсий, сказал ставшую крылатой фразу о том, что "в 60 лет мужик - это лошадь, на которой можно еще пахать". И вчера власти Белоруссии одобрили вариант поэтапного повышения пенсионного возраста. Мужчинам его поднимут до 63 лет (женщинам - до 58). Президент Белоруссии в общем-то прав. Распространено заблуждение, что повышать пенсионный возраст нас заставляет только дыра в бюджете пенсионного фонда. Но первопричина кроется в увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни. Этот процесс никого в мире не миновал и не видно ему конца. Нам часто говорят, что мало кому в России посчастливится дожить до заслуженного отдыха, если право на него сдвинуть к 63 или 65 годам. Этот аргумент сильно устарел - за последние годы ожидаемая продолжительность жизни россиян быстро росла. Особенно у мужчин: еще в 2005 году она составляла меньше 59 лет, а в 2015 уже 66 лет. У женщин за тот же период этот показатель вырос с 72 до 77. По прогнозам Росстата, к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин составит 70,5 лет, а женщин - 80.
Сейчас у нас соотношение между ожидаемым пребыванием на пенсии и продолжительностью работы для мужчин примерно соответствует тому, что мы видим в странах со сходным уровнем доходов, а у женщин в России этот показатель один из самых высоких в мире. Сохранять ли разницу для мужчин и женщин? Во всем мире выравнивание возраста выхода на пенсию стало тенденцией, и уже в большинстве стран они одинаковые, лишь в некоторых остается незначительный разрыв в 1-2 года. Стран с 5-летним разрывом, как у нас, почти нет. И у нас он, надо ожидать, исчезнет или станет меньше.
С моей точки зрения, нужно повысить пенсионный возраст и мужчин, и женщин до 62-63 лет, а потом иногда корректировать эту планку по мере дальнейшего роста продолжительности жизни. То есть этот процесс должен идти постоянно, только в этом случае будет поддерживаться стабильное соотношение между зарплатами и пенсиями.
Не следует пугаться, что пенсионный возраст повысят мгновенно. В большинстве стран это происходит с шагом по полгода в год, такие же предложения рассматриваются и у нас. Соответственно, чтобы довести возраст выхода на пенсию для женщин до 63 лет, понадобится больше 15 лет, и этот процесс завершится только в 2035 году, если предполагать, что повышение начнется после президентских выборов. Для мужчин повышение может идти медленнее - по четверти года в год.
Реальной альтернативой повышению пенсионного возраста остается только снижение уровня пенсий по отношению к зарплатам. Когда в СССР в конце 1930-х годов создавалась пенсионная система, на одного пенсионера приходилось больше шести человек в трудоспособном возрасте, сейчас - только 2,3, а к 2030 году будет меньше двух. Между тем уже сейчас около четверти всех расходов расширенного бюджета (бюджеты всех уровней вместе с внебюджетными фондами. - Прим. ред.) идет на выплату пенсий, это около 9 процентов ВВП. Это близко к пределу возможностей экономики. И учитывая, что пенсионный возраст будет повышаться медленно, а рост ожидаемой продолжительности жизни при этом не собирается останавливаться, трудно рассчитывать на резкое уменьшение пенсионной нагрузки на экономику. Возможности для снижения пенсионных расходов у нас не такие большие.
Поэтому необходимо параллельно принимать и другие меры. Например, поменять подходы к выплате фиксированной части пенсии. Такая компонента есть в большинстве стран, но она должна страховать от бедности, а значит, выплачиваться только нуждающимся. У нас ее получают все пенсионеры, даже работающие (а их около 40 процентов), хотя их уровень жизни обычно выше, чем у среднего гражданина. Разумнее было бы эту базовую часть пенсии им не платить, частично используя экономию на дополнительные выплаты действительно нуждающимся.
Часто спрашивают, а что будут делать те, кому за 60, на рынке труда, не придется ли им вместо пенсии платить пособие по безработице. Эта проблема действительно сдерживает повышение пенсионного возраста в большинстве стран, но не в России. Мы вошли в тот период, который будет длиться еще десятилетиями, когда недостаток рабочей силы является одним из главных ограничений для экономического развития. Кризис лишь на время притупил эту проблему. Не случайно спад в экономике не привел к сколько-нибудь существенному росту безработицы, что по мировым меркам для кризиса нетипично.
руководитель Экономической экспертной группы, заместитель председателя Общественного совета при Минфине России
Максим Топилин, министр труда и социальной защиты:
"Приоритетом государственной политики должно стать не повышение пенсионного возраста, а стимулирование более позднего выхода на пенсию".