На деле все оказалось гораздо прозаичней - Парфенов просто снимал новый фильм. И вот картина уже готова, называется она "Русские евреи" и выйдет в прокат уже 14 апреля. Прокат, начнется в России с Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Затем его планируется продолжить в Израиле, Северной Америке, Англии, Германии и других странах.
Это лишь первый фильм из проекта, задуманного автором. Полное название картины - "Русские евреи. Фильм первый. До революции". Парфенов - как обычно в своих проектах - автор и ведущий. Режиссер Сергей Нурмамед. Композитор - Анна Друбич.
Всего в проекте будет три фильма. Трилогия рассматривает роль российских евреев в жизни страны и мира и вначале охватывает события предреволюционного периода - об этом, собственно, первая картина. Во втором фильме рассмотрено тридцатилетие с 1918 по 1948 годы - время советской юдофилии. В третьем - период после 1948 года, начала официальной юдофобии.
"Дореволюционное стремление к ассимиляции вызвало мощный еврейский взлет в СССР, массовое обрусение до состояния второй титульной нации и почти слияние с первой. История русских евреев последних 150 лет - это их выход в русскую карьеру, культуру, язык, вообще - в Россию и далее, в мир", - говорит Леонид Парфенов.
В первом фильме трилогии автор сопровождает зрителя от столицы Киевской Руси, где уже в XI веке имелся еврейский квартал, до революционного Петрограда 1917 года. При Екатерине II Россия стала страной с самым большим еврейским населением, а с XIX века "чужие всем и считающие всех чужими" евреи активно преодолевают изоляцию.
Фильм рассказывает о традиционном еврейском укладе жизни и о том, как порывали с ним будущие знаменитые финансисты и промышленники, ученые, деятели искусства, революционеры. О том, как в иностранные языки вошло русское слово "погром", о "деле Бейлиса", о первой волне эмиграции. Об эсерах и большевиках, расшатавших царский строй, о ближайших соратниках Ленина, вершивших историю страны в октябре 1917 года.
"Специально для этого проекта мы придумали новую стилистику игровых реконструкций, которые могут быть то близкими к кинохронике, то превращать в экранные образы значимые для сюжета предметы, здания, человеческие силуэты. В фильме действуют десятки исторических лиц с их подлинными цитатами. Чтобы это были действительно свидетельства от первого лица, используется технология фейс-трекинга. Профессиональные актеры дарят голос, мимику и артикуляцию знаменитым портретам. Так, Александр Первый, оживая, сам читает указ о фамилиях для евреев - подданных его империи, Исаак Левитан признается в любви к русской природе, Петр Столыпин объясняет горестное положение евреев в Западном крае", - говорит Сергей Нурмамед, режиссер-постановщик и оператор-постановщик фильма.