31.03.2016 13:09
Кинократия

"Бруклин": искренние эмоции за завесой сдержанности

Текст:  Юлия Авакова
Гвоздем программы Недели ирландского кино в Москве стал показ фильма Джона Краули "Бруклин" по одноименному произведению классика современной ирландской литературы Колма Тойбина, номинированного на премию "Оскар" сразу в трех категориях. Необычно проникновенный фильм о вечной беде ирландского общества - эмиграции и разрыве с собственными корнями, кажется, снят вне времени и вне пространства, в чем особая заслуга актеров  - Сирши Ронан, Донала Глисона, Джима Бродбента и других.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Бруклин"
В Ирландии покажут фильм о Джеймсе Джойсе и Джоне МакКормаке

Начиная с Великого Голода, сжавшего своей костлявой рукой горло всему ирландскому народу в девятнадцатом веке, жители Изумрудного Острова вынуждены были на свой страх и риск отправляться за тридевять земель - прежде всего, в англоговорящие страны в поисках хоть какой-либо работы. Действие картины происходит после окончания Второй мировой войны, когда очередная волна экономической рецессии заставила почувствовать многих молодых ирландцев себя лишними на родной земле. А их решение о переезде в поиске новой жизни - ощутить себя чужими среди тех, с кем они прожили бок о бок всю сознательную жизнь.

С технической точки зрения фильм снят в полном соответствии с канонами голливудской исторической мелодрамы. Если бы не что-то практически неуловимое, поэтичное, трогательно-щемящее в откровенном повествовании об эмигрантской жизни Эйлиш Лейси, полностью заполняющее собою все паузы, фильм вряд ли бы стал кинематографическим событием мирового масштаба. Создатели "Бруклина" к своему творению с любовью и пониманием, безупречно точно высветив разницу между ирландской культурой и взвесью, легко обнаруживаемой в содержимом американского "плавильного котла".

Мягкий ирландский акцент, делающий любою реплику отрывистой и напористой, порывистость, которую можно было бы принять за резкость, если бы не поразительная откровенность, умение высоко держать голову несмотря ни на что, дарить дружбу беззаветно, не требуя ничего взамен, но призывая соответствовать своему собственному поведению - все это делает главную героиню, которая смело шагнула через океан в свои двадцать лет, загадкой для окружающих, драгоценным камнем, которому, сперва вдоволь позавидовав блеску, все-таки хочется придать надлежащее обрамление. И ирландские безработные, и католический священник с едва уловимой джойсианской усталой насмешливостью в глазах, и пансион во главе с ревностной католичкой - каждое новое окружение по-своему оттеняет многогранность Эйлиш, не подозревающей до поры до времени о силе собственного характера.

"Из тьмы": никудышная семейная драма с натурализмом и гоблинами

Диалоги Эйлиш с ее молодым человеком Тони поистине уморительны - перед нами во всей красе предстает разница в менталитете, культурных и языковых кодах Старого и Нового Света, в данном случае обманчиво объединенного одним языком и отличного во всем остальном. И, несмотря на насквозь положительный облик молодого сантехника, зритель не может отогнать от себя мысль о его примитивности и поверхностности, пока не осознает наконец-то, что это не его вина, а наиболее бросающиеся в глаза особенности американской культуры. Что-то заставляет нас присмотреться более пристально к этому несколько комическому персонажу, и - надо же - он достаточно быстро обнаруживает восприимчивость к тому, что лежит за пределами его личного опыта, желание расти духовно и душевно.

Мир Ирландии, в противовес американской броскости и праздничной кричащей навязчивости, неизменной и в радости, и в горе, на удивление строг и скуп на эмоции. Однако в стране, где редко светит солнце, серое небо услужливо дает возможность оценить всю палитру оттенков зеленого, а первозданная береговая линия хоть и поражает своей необустроенностью и безлюдностью, но позволяет правильно соотнести масштаб личности и всей Вселенной. Ее заунывные песни (в данном случае - Casadh An tSúgáin)  способны в одно мгновение перенести человека на Родину и слиться со стоном миллионов душ, вынужденных жить в изгнании. За завесой сдержанности скрываются самые искренние эмоции, редкий смех всегда идет от души, а злопыхательство и зависть настолько выпукло обнажают себя, что позволяет без труда вовремя сделать правильные выводы и - продолжать жить.

4.5

Рецензии