А есть еще и проблемы ценообразования, которые задерживают выход лекарств на рынок, иногда на месяцы. И проблемы регистрации лекарств, в частности, необходимость проводить клинические исследования в России, даже если они уже проведены за рубежом. Это задерживает доступ пациентов к лекарствам, но уже на годы. А есть еще и требование получить подтверждение соответствия зарубежных предприятий правилам надлежащей производственной практики (GMP), что тоже существенно увеличивает и время их появления на рынке, и денежные затраты, которые снова будут возмещены из наших кошельков.
А образование ЕАЭС, требования которого теперь обязательны для России, может существенно изменить все правоотношения в отрасли. Как и введение такого, на мой взгляд, совершенно избыточного понятия, как взаимозаменяемость лекарств, которое способно еще раз переделить весь рынок.
Есть ли возможность развязать все эти узлы? Согласно Стратегии лекарственного обеспечения перед минздравом сегодня стоит задача проведения пилотных проектов по лекарственному возмещению в регионах. Подобный инициативный проект в Кировской области идет уже два года и дает весьма обнадеживающие результаты. Там стали обеспечивать нужными препаратами всех пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, оплачивая 90% стоимости. В результате нагрузка на скорую помощь и госпитализация снизились на 20-25%. Сообщают, что, вложив 30 миллионов рублей, регион снизил расходы по другим статьям затрат на здравоохранение на 90 миллионов. Но, правда, воспользоваться сэкономленными средствами там не могут.
Эксперты в сфере общественного здоровья уже много лет говорят, что не может быть эффективного здравоохранения без доступных лекарств в амбулаторном звене. А когда они доступны, сокращается нагрузка на стационар, скорую помощь, да и на саму амбулаторную помощь тоже. Сокращаются выплаты по больничным, уменьшается инвалидизация, а следовательно, и выплаты инвалидам. Не менее важно, что сокращаются экономические потери за счет сохранения или быстрого возврата трудоспособности. Ведь здоровье, если по-государственному к нему относиться, - это огромный экономический ресурс.
А как полученную от такого подхода выгоду направить на лекарственное обеспечение, чтобы охватить, например, не только сердечно-сосудистые заболевания, но и другие недуги вплоть до обеспечения полной потребности? Ведь и сегодня, согласно Конституции, каждый гражданин России вправе получить лекарство бесплатно и при амбулаторном лечении. Этот тезис стал основой для предлагаемой нами платформы "Право на лекарство". Логика проста: стандарты медицинской помощи являются основой для расчета тарифа ОМС, то есть бесплатной медицинской помощи. Но в стандарт лечения любого заболевания входят и лекарства, значит, гражданин вправе получить их бесплатно. Не включая в тарифы лекарства, территориальные фонды ОМС (ТФОМС) нарушают Закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Если стандарт по какой-то болезни не принят или лекарства нет в стандарте, то проблему нужного препарата может решить врачебная комиссия ЛПУ - такое право у любого пациента есть.
И это значит, что та же Кировская область может воспользоваться этой нормой, чтобы получить сэкономленные средства, договорившись с ТФОМС и минздравом о взаимозачете. И затем направить их на приобретение лекарств для амбулаторных пациентов. У нее для этого имеются все правовые основания. Область, конечно, может пытаться сделать это прямым требованием оплаты лекарств у того же ТФОМС на основании стандартов первичной медико-санитарной помощи. Но предпочтительней будет другой вариант, потому что ТФОМС к прямому требованию не готов: это фактически - получение софинансирования, когда регион вкладывает в амбулаторные лекарства определенные средства и получает от этого отслеживаемый экономический эффект. И на сумму этого эффекта или долю от него получает лекарства в том же ТФОМС, каждый раз увеличивая долю амбулаторных лекарств и снижая нагрузку на другие статьи расходов. Такой механизм может быть закреплен в договоре о проведении пилотного проекта между минздравом и субъектом РФ с участием ФФОМС.
Софинансирование можно получить и от Фонда социального страхования - при сокращении количества больничных листов, и от Пенсионного фонда - при сокращении числа инвалидов и пособий для них. Тут нет прямых норм возмещения расходов, как в работе с ОМС, но здесь минздрав может стать координатором, обеспечивающим региону получение софинансирования и из этих источников. По распоряжению правительства оба фонда также могут стать сторонами договоров о проведении пилотных проектов. При таком участии появляется возможность полноценно отследить эффективность программы и по показателям здоровья, и по деньгам, и реально управлять обоими процессами.
Понятно, что в какой-то момент могут понадобиться и федеральные деньги, но это уже другой вопрос. К тому же их нужно будет существенно меньше, чем если бы вводить лекарственное возмещение для всех и одномоментно. Если бы граждане сейчас потребовали обеспечения своего конституционного права на бесплатное лечение, нужно было бы найти дополнительно как минимум 475 миллиардов рублей в ценах 2012 года (такова разница между объемом всего рынка и вычетом из нее доли коммерческого рынка и тех затрат, которые несет государство на закупки в госпитальном звене и по льготам). Но эти средства снова уходили бы в никуда - с непонятной эффективностью. Предлагаемый же подход не несет в себе таких рисков и может найти понимание в правительстве, поскольку обеспечивает существенное повышение эффективности отрасли и управляемость процесса.
Минздрав мог бы уже сейчас заключать договоры с субъектами Федерации о совместном бюджетном развороте. И если сейчас у субъектов не видно особого интереса к проекту, то появление софинансирования кардинально изменило бы ситуацию. И это означало бы не только разворот экономический и правовой, но, что важно для людей, и разворот системы здравоохранения в сторону сохранения здоровья.