Представляете, сколько было канители? Неудивительно, что такие кружева поначалу были буквально царской роскошью, которую мог позволить себе, например, Иван Грозный, чье платье украшали "кружево немецкое, золото, зубцы".
На выставке "Кружево напоказ" (до 20 ноября), что открылась во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, можно увидеть испанские золотые и серебряные кружева XVIII века, но основное внимание фокусируется, конечно, на истории плетения кружев в России, от XVIII века до наших дней. Этот эффектный межмузейный проект, в котором принимают участие ГТГ, музеи-заповедники "Царицыно" и "Останкино", Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Омский музей изобразительных искусств им. М.А, Врубеля, фонд Александра Васильева, галерея "Три века", впечатляет зрелищностью, разнообразием материала, контрастами и неожиданными рифмами эпох. Так начало и конец экспозиции неожиданно закольцовывает тема золотых и металлических кружев.
Если выставка начинается с образца золото-серебряного кружева XVIII века, то завершается брутальным шиком валькирий нынешнего века. Проект Ольги Берг, в котором кружево, с жемчугом и булавками, напоминает кольчугу, превращает платье в доспехи рыцаря, плетеные шапочки - в часть защитного забрала. А главное, демонстрирует мощный потенциал кружевоплетения для современной моды. Впрочем, как показывает экспозиция, нить времени и истории оказывается вплетена в кружево практически любого времени. В одном случае это будут образы птицы и таинственный василиск (в роли оберега, наверное), в другом - трактор в узоре домашней салфетки или конный портрет Ворошилова на монументальном панно.
У каждого времени не только новые песни, но и новые идеи использования кружев. Если в XVIII веке золото-серебряные кружева шли на жабо, воротники и манжеты, на веера, то c 1880-х состоятельные дамы блистали в кружевных летних пальто, жакетах и юбках из льняных, шелковых и хлопчатобумажных ниток. В конце XIX века кружево украсило женские нижние сорочки, юбки и панталоны, и легчайшие утренние одеяния, предназначенные для чтения в постели. Шелковые эти одеяния с кружевными вставками, называвшиеся матине (фр. Matineé), - одно из украшений экспозиции. Ну, а в ХХ веке кружевницы внесли свой вклад в дело монументальной пропаганды, плетя целые занавесы с изображением комдивов, гербов, ракет или высоток. Не менее парадоксальна история развития кружевного промысла в России. Изначально русское кружево начали делать, выражаясь нынешним слогом, для импортозамещения. И хотя в Мастеровой палате при царском дворе уже в 1675 году работали десять кружевниц, на широкую ногу обучение кружевному плетению поставил Петр I. Он привез 30 брабантских мастериц в Новодевичий монастырь для обучения 250 сирот. Не прошло и полутора веков, как к началу ХХ века в России работали уже 100 тысяч мастериц.
Любопытно, что, когда Софья Александровна Давыдова (в девичестве фон Гойер, 1841-1915) в 1879 году отправилась изучать кружевной промысел, он ее интересовал именно как проявление народного творчества и русского стиля, о чем она и пишет: "Живо интересовавшись всем тем, что было сделано для выяснения вопроса о русском стиле, я с своей стороны, искала возможность изучить его". Нетрудно заметить, что этот интерес развивается фактически параллельно с общеевропейским интересом к национальным стилям и движению "Искусство и ремесел" в Англии. Результатом поездок Давыдовой по 12 губерниям с 1879 по 1883 года стали два тома книги "Русское кружево и русские кружевницы", с атласом, в котором было 77 таблиц и 270 рисунков кружев. На выставке можно увидеть эту книгу и восхититься тщательности, педантичности и точности таблиц Давыдовой, которая не забыла распределить по графам материал плетения или его ширину в вершках. Но также она обратила внимание, сколько аршин кружев мастерица выплетает в день, стоимость аршина кружева в продаже, стоимость работы и заработок кружевницы в день. Среди самых дорогих - 60 коп. в день - был, например, "гипюр балахонский", "павлинки", "клюни балахонские".
Список узоров - больше 60. Из этих таблиц понятно, что исследовательница интересуется не только русским стилем, но и экономической основой промысла. Проще говоря, ее интересует, как живут мастерицы, производительность труда, их заработок. Говоря скучным языком, положение народа. И ее данным можно доверять.
"Я постоянно имела дело с самими мастерицами, - пишет она. - Мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи - словом, пожить с ними их жизнью. И сколько при этом бывало потешных недоразумений, интересных встреч, задушевных бесед!"
Для нее эти разговоры не были пустыми - по инициативе Давыдовой и при поддержке императрицы Марии Федоровны была открыта Мариинская практическая школа кружевниц, где мастерицы обеспечивались жильем, питанием, стипендией. И благодаря мастерицам этой школы кружевные изделия из России получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, появилось понятие "русское кружево". Более того, центры кружевоплетения в Рязани, Кирове, Ельце, работавшие и в советское время, созданы благодаря ее энергии. Словом, не будет большим преувеличением сказать, что Софья Александровна Давыдова сделала для развития кружевного промысла в России не меньше, чем Петр I.
И, конечно, экспозиция позволяет заглянуть в хитросплетения - буквально! - кружевного дела, и, если повезет, увидеть, как работают с коклюшками сегодняшние мастерицы. И, кто знает, может быть, вы захотите попробовать взять коклюшки в руки сами. Впрочем, как сказала юная мастерица, работавшая на открытии: "Кружево не мы выбираем, кружево нас само выбирает".