Многие знают, что в Средние века через Астрахань проходил Великий шелковый путь. А еще Волга соединяла север и юг Евразии, что, по словам историков, дало колоссальный толчок развитию северных территорий России и Скандинавии. Ученые считают, что именно благодаря астраханскому транспортному узлу стал возможным стремительный экономический подъем в Центральной и Восточной Европе.
Вот и сегодня мир стоит на пороге глобальных изменений. Страны Юго-Восточной Азии стали новым промышленным центром мира, усиливают свое влияние страны БРИКС. При этом западные государства наращивают объем потребления. История повторяется, и Астраханская область только усиливает свое значение на пересечении глобальных торговых маршрутов.
- Было бы непростительной ошибкой не использовать наше географическое положение в новых условиях. Мы намерены построить здесь крупный торговый и логистический центр. Сегодняшняя задача ОЭЗ "ЛОТОС" - создание импортозамещающих производств в некоторых высокотехнологичных отраслях. Это судостроение, производство промышленных кранов, двигателей, а также сфера химии и медицины. Они выбраны не случайно, а с учетом географических особенностей территории, баланса спроса и предложения, прогнозов развития российской и мировой экономики и целого ряда других факторов, - рассказала председатель совета директоров ОЭЗ "ЛОТОС" Наталья Ошикер. - Сейчас здесь размещаются крупные компании, а соседей мы будем подбирать по такому принципу, чтобы резиденты могли в будущем развивать кооперацию.
Недавно ОЭЗ "ЛОТОС", Минпроторг России и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подготовили дорожную карту развития добывающей промышленности отрасли на 2016 год, которая включает в себя развитие судостроения и освоение шельфа. В этом документе предусмотрено формирование на площадке астраханской ОЭЗ судостроительного и офшорного кластера. Что, в свою очередь, потребует локализации производства комплектующих для судов, нефтяных платформ, дноуглубительной техники и кранового оборудования.
Якорным резидентом особой экономической зоны в Астрахани стало АО "Судостроительный завод "Лотос" (входит в ОСК). На его мощностях планируется построить 36 судов дноуглубительного флота, а в дальнейшем - рыбопромысловые суда. Рассматривается возможность строительства на этих же верфях и речных круизных судов. По нескольким проектам еще ведутся переговоры. Представители компании, управляющей активами ОЭЗ, регулярно встречаются с предпринимателями из Ирана, Азербайджана, Нидерландов, Германии, Японии и целого ряда других и обсуждают возможные варианты сотрудничества.
- Западные партнеры прекрасно понимают, что санкции - это явление временное. Но если сегодня они упустят возможность разместить свое производство на каспийском побережье России на весьма льготных условиях, то потом такого шанса у них не будет. Их опередят более расторопные конкуренты из Азии и других регионов мира. Поэтому они идут на заключение контрактов, даже несмотря на возможное политическое давление со стороны правительства своих стран, - отмечал ранее глава региона Александр Жилкин.
Еще один немаловажный плюс для региона: по закону любая компания, желающая размещаться на территории ОЭЗ (соответственно, пользоваться всеми льготами и преференциями), должна быть зарегистрирована на территории Астраханской области. Это значит, что российские и иностранные холдинги должны будут создавать и регистрировать в регионе свои дочерние структуры, которые станут платить налоги в местные бюджеты.
Справка "РГ"
ОЭЗ "ЛОТОС" сформирована в Наримановском районе Астраханской области на берегу Волги. Ее площадь - 9,8 квадратных километра. Основная часть территории - производственная зона (8,3 километра). "Лотос" обладает уникальной для российских ОЭЗ транспортной инфраструктурой. В одном месте сосредоточены водные пути (река Волга, имеется собственная причальная стенка), железная дорога и федеральная трасса М-6. В 40 минутах езды находится международный аэропорт Астрахань. Резиденты получают полный пакет льгот, предусмотренных для ОЭЗ федеральных законодательством, а также доступ к готовой инженерной инфраструктуре.