06.04.2016 20:00
Экономика

Работа лоукостеров в России оказалась под угрозой

Работа лоукостеров в России оказалась под угрозой
Текст:  Ирина Жандарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №73 (6941)
Нарушением норм воздушного законодательства посчитал Ространснадзор ограничения в правилах провоза багажа и отсутствие питания на рейсах единственного российского лоукостера "Победа". Перевозчик уже получил инспекторское предписание для устранения выявленных нарушений.
Читать на сайте RG.RU

В то же время элементы лоукоста (тарифы без багажа и питания) в марте-апреле этого года ввели еще три российские авиакомпании. Это позволило им снизить стоимость авиабилетов. Принятое решение может помешать развитию только начавшего формироваться в России рынка лоукоста.

При этом эксперты уверены, что в действиях авиакомпаний нет явных нарушений. Ими утверждены нормы провоза багажа, меньше которых устанавливать нельзя. А правила питания на борту авиакомпания имеет право менять, вводя за него дополнительную плату, если уведомила об этом пассажиров.

Внеплановая проверка была проведена по обращению заместителя секретаря Общественной палаты РФ Сергея Орджоникидзе, который попросил проанализировать законность работы авиакомпании.

Поводом для этого стал случай с пассажиром, которого, по словам Орджоникидзе, не допустили к рейсу, потому что суммарный вес его багажа превышал 10 кг. "Авиакомпания нарушает законодательство, - говорит он. - Пассажиры могут брать в собой в самолет соответствующие вещи, если у вас какая-то сумочка или рюкзак. Почему-то авиакомпания установила, что размер и вес этих предметов не должен превышать 10 кг".

Лоукостеры останутся на российском рынке авиаперевозок

Нарушение законодательства Ространснадзор обнаружил в нормах "бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире". Любому пассажиру разрешается бесплатно провозить багаж весом не больше 10 кг. Это прописано в статье 106 Воздушного кодекса РФ. Кроме того, есть правило, согласно которому пассажир может взять на борт без дополнительной оплаты: дамскую сумочку или портфель, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, книги, детское питание, телефон, фотоаппарат, видеокамеру, ноутбук, костюм в портпледе, детскую люльку, костыли и кресло-коляску. Эта норма содержится в пункте 135 Федеральных авиационных правил (ФАП-82).

Также Ространснадзор посчитал нарушением законодательства отсутствие питания на рейсах "Победы". По мнению ведомства, компания нарушает пункт 95 ФАП-82, согласно которому перевозчик должен обеспечить на своих рейсах питание и напитки. Согласно правилам: "Горячее питание предоставляется пассажирам при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа - в дневное время и каждые шесть часов - в ночное время".

"В настоящий момент деятельность авиакомпаний-лоукостеров не имеет регламентированных законодательно особенностей обеспечения перевозочного процесса", - говорится в сообщении Ространснадзора на сайте ведомства. Также в нем отмечается, что в первом чтении уже принят законопроект об особом статусе компаний, осуществляющих авиаперевозки в лоукост-сегменте. После вступления его в законную силу государственные инспекторы Госавианадзора будут руководствоваться его новыми положениями при проверке лоукостеров.

В то же время эксперты уверены: даже по действующим правилам "Победа" соблюдает законодательство и нарушений с ее стороны нет. Минимальная норма провоза багажа в 10 кг на пассажира обеспечена. Есть нюансы и по питанию. Согласно ФАП-82 (пункт 98), питание на борту может не предоставляться, если это прописано в правилах авиакомпании и пассажир уведомлен об этом до покупки билета.

Телефоны и ноутбуки разрешили оставлять в багаже

"Это законно, они вас предупредили. Когда вы приобретаете авиабилет, вас предупреждают о том, что вы хотите полететь не за 5, а за 2 тысячи, но учтите, у вас не будет этого и этого? Если нет, рядом вот другая авиакомпания, которая вам даст все", - рассуждает генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев. Правила перевозки авиакомпании опубликованы на официальном сайте, пассажир обязан ознакомиться с ними до бронирования.

Что касается сумочек и рюкзаков, то правила гласят, что провозить их нужно бесплатно "сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа".

В претендентах на проверку оказался еще ряд авиакомпаний. По примеру "Победы" авиакомпания S7 Airlines предложила пассажирам тарифы без багажа, которые стоят на 1000-2000 рублей дешевле, чем с багажом. За багаж отдельно нужно заплатить 2000 рублей, кроме того, тариф не позволяет вернуть билет.

"ЮТэйр" начал менять тарифную линейку. Изменения распространялись на 11 направлений. С 1 апреля "ЮТэйр" предложила часто летающим пассажирам тариф, который не включает бесплатный провоз багажа. Авиакомпания также исключила питание из стоимости билета на коротких маршрутах.

С 18 апреля "безбагажные" тарифы начнут действовать на всех направлениях у "Уральских авиалиний".

Авиатранспорт