Они обещали.
Через 6 лет я встретился с одним из них - Сергеем. Он отслужил в армии, работает пожарным в МЧС, у него отличная семья - жена и дочь. Он открытый, жизнерадостный, очень мужественный человек. Я вспомнил о его давнем обещании, но он огорченно развел руками:
- Еще не прочел.
Я обратил все в шутку:
- Неважно, через 6 лет прочтешь дочурке.
- Хорошая идея, - серьезно кивнул Сергей.
Тогда, в 2009 году, мы стали для них авторитетными старшими друзьями; я уверен, что всю жизнь они будут помнить и Северный полюс, и нас - своих наставников. Мне кажется, будь я на месте Сергея, то по приезде домой - интересно мне, неинтересно - я тотчас, "залпом" прочел бы эти книги. Чтобы выполнить обещание. Раз. Чтобы сделать приятное своим наставникам. Два. И третья причина - из любопытства. Ведь крайне интересно узнать, какие такие четыре книги выудили сын и отец Шпаро из океана книг. Скорее всего, и другие ребята не выполнили обещания. Читать, если не привык к чтению, трудно. Нельзя не пить, нельзя не есть, нельзя не дышать. Но не читать можно. Нет потребности. Заменит чтение что угодно: телевидение, Интернет, мобильные телефоны.
Ответы детей на вопросы в наших анкетах соответствовали требованиям морали, порой были умные, даже возвышенные, но редко - грамотные. Когда студент московского вуза пишет вместо "сейчас" "щас", то всякое желание иметь с ним дело пропадает. Я напрягал волю и говорил себе: "Это не главное", но не мог себя пересилить. Грамотность всегда была и будет главной. По-моему, это возмутительно, и все-таки я обещал себе - катастрофическое незнание русского языка не будет влиять на выводы жюри, которое определит при отборе полюсную семерку.
Впрочем, безграмотность атакует со всех сторон. Судите сами. В анкетах есть вопрос: "Чем удивительна эта точка - Северный полюс?" Один и тот же ответ кочует по анкетам: "Там в одной точке сходятся все меридианы, магнитная стрелка компаса растерянно дрожит, перестает указывать на север". Так написали подростки из разных городов, мальчишки и девчонки, которые не знают друг друга, и я делаю вывод: эта фраза взята ими из Интернета. Но, неуважаемые авторы из Интернета, стрелка компаса на Северном полюсе вовсе не "дрожит растерянно", а уверенно показывает на Северный магнитный полюс, который не совпадает с Северным географическим полюсом и находится во вполне определенном месте Северного Ледовитого океана. Я размышлял: надо изменить анкету - сделать ее более географической, потребовать от участников знания простейших понятий вроде "магнитного склонения". И надо включать в наши явные и неявные конкурсы как можно больше ребят: интеллектуальных спортсменов и спортивных интеллектуалов. В 2011 году, пытаясь расширить информационное пространство, набрать разных детей, мы обратились за поддержкой в министерство образования и науки и получили ответ.
В начале шли комплименты, потом была цитата из конвенции о правах ребенка: "дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе государства, включая надлежащую правовую защиту". Затем нас знакомили с "порядком организации туристских походов I-IV категории сложности среди обучающихся в образовательных учреждениях" со ссылкой на приказ N293 от 13 июля 1992 года. "Порядок участия обучающихся... в походах V-VI категории сложности нормативными и правовыми актами не определен".
И наконец, набатом зазвучало: "последствие влияния метеорологических условий, полярной ночи, геомагнитного поля на детский организм даже за относительно непродолжительный период, а именно в таких условиях планируется осуществить указанное мероприятие, до конца не изучено".
Вывод: "Учитывая вышеизложенное... не правомочны дать соответствующие рекомендации".
Видимо, любое письмо по поводу детей можно начинать с преамбулы к Декларации прав ребенка... Упоминание приказа 24-летней давности, выпущенного в трудные времена, когда многое рушилось, а создавались в основном суррогаты, выглядело досадным. Это тот приказ, который лишил возможности любознательных 17-летних юношей и девушек участвовать в походах V категории сложности, приказ, который всеми правдами и неправдами обходили тысячи опытных молодых туристов. Хорошо, пусть так, но наш-то лыжный путь к полюсу при чем тут? Он ведь самой низкой категории сложности - первой. Лишь удаленность района позволяет повысить его сложность до II категории. До ВТОРОЙ. Впереди еще третья, четвертая и пятая.
В письме сказано о "влиянии метеорологических условий... и геомагнитного поля" на детский организм. Что-то новое. В шутку могу предположить: хорошая тема для тысяч диссертаций, которые можно написать в разных городах необъятной Российской Федерации.
Что касается "полярной ночи", то это из области "щас" и "магнитная стрелка растерянно дрожит". Наши дети идут к Северному полюсу в апреле - в объятиях полярного дня, а полярная ночь в это время царит в Антарктиде.
Около четырех лет минуло после странного письма, и сотворился поворот на 180 градусов - министерство образования и науки предложило нам своими силами(!) найти претендентов на участие в восьмой (прошлогодней) экспедиции к Северному полюсу. Проект министра Дмитрия Ливанова состоял в том, чтобы пригласить в поход по Арктике победителей всероссийских школьных интеллектуальных олимпиад. Вот это блеск!
Впрочем, все шло к этому. Во-первых, нарастала наша собственная неудовлетворенность. Мы чувствовали, что одним из этапов подготовки Экспедиции должны стать некие образовательные уроки, тесты, викторины. Пусть на первых порах эта интеллектуальная работа будет небольшой, несоизмеримой по масштабу с "Лыжней России", участие в которой для детей, претендующих на поход к полюсу, было всегда, начиная с первой экспедиции в 2008 году, обязательным.
Во-вторых, весной 2014 года руководитель департамента образования города Москвы Исаак Иосифович Калина посоветовал нам привлечь к активному отдыху в лагере "Большое Приключение" в Карелии не только детей с отклонениями в здоровье, не только детей с девиантным поведением, но и "ботаников", как с любовью назвал Калина детей, отдающих все силы учебе. Такие путешествия состоялись, вундеркинды и их руководители были счастливы.
Так вот, команда из 7 человек в самом деле была составлена из победителей олимпиад. К команде присоединился и сам министр Дмитрий Ливанов, взявший отпуск. Все прошло на ура!
В адрес победителей полюса звучали комплименты. Неординарные арктические события всегда востребованы. Россия возвращается в Арктику. В 2015 году была создана Государственная арктическая комиссия, и ее председатель, вице-премьер Дмитрий Рогозин в апреле 2015 года принял нашу полюсную команду. Министр Ливанов снова был на высоте. Он предложил нам сделать уличную фотовыставку "Вызов Северному полюсу" с тем, чтобы показать ее осенью и зимой 2015 года в семи городах России, где живут наши юные герои - члены восьмой команды: в Новосибирске, Екатеринбурге, Кирове, Перми, Москве, подмосковном Дмитрове, Ставрополе. Крайне забавная фотография демонстрируется на выставке. Наш московский математический гений Владислав Румянцев во время пути к полюсу, на привале, сидя на нартах, всем на удивление читает здоровенную книгу. Видна обложка - Хемингуэй. Подпись под фотографией: "...Ни разу в предыдущих семи походах на привалах наши замечательные дети не читали классику".
Когда я увидел эту фотографию, я спросил Владислава, что именно он читал?
- "Прощай, оружие", - ответил парень.
"Какой молодец", - подумал я. Влад уже после похода на полюс второй раз стал победителем Всероссийской школьной олимпиады по математике и поступил в Физико-технический институт.
В 2015 году к Северному полюсу кроме нашей команды шли норвежские школьники. Мы рады, что пример российских молодежных экспедиций оказался заразительным.
И вот еще что на международную тему. Ни один министр образования в мире не достигал Северного полюса на лыжах - ни норвежский, ни канадский, ни американский. Наш Ливанов показал отличный пример десятку тысяч директоров образовательных учреждений России. Все руководители будто получили наказ - непременно хотя бы короткое время побудьте с детьми вне школы, сыграйте с ними в футбол, сходите в поход... ВМЕСТЕ. (Вспоминаю директора моей родной школы N12 города Тушино Аркадия Аркадьевича Серякова. Помимо директорства, он был великолепным учителем литературы, но для меня ценностью на всю жизнь стало и то, что много часов Аркадий, как мы, старшеклассники, называли его между собой, проводил с нами в школьной теплице, возясь с фруктовыми саженцами, экзотическими овощами и прочими растениями.)
Счастлив сообщить всему миру, что в Положение о IX (предстоящей в апреле) молодежной экспедиции на Северный полюс введен новый образовательный этап отбора, состоящий из тематического урока "Арктика - фасад России" и интернет-викторины "Знаешь ли ты Арктику?". Оба образовательных продукта подготовлены в минобрнауке.
1 марта в Карелию на очередные учебно-тренировочные сборы мы отправили 40 очередных претендентов на участие в походе к полюсу, из 12 регионов. 27 из них - учащиеся кадетских учреждений. На сегодняшний день есть результат: 4 юноши, кадеты, из Санкт-Петербурга, Вологды, Москвы и Кемерово и 3 девушки, "некадеты", из Хабаровска, Челябинска и Кирова вошли в команду.
В викторине за неполный февраль проверили себя без малого 85 тысяч подростков. Неплохо. Теперь желаю детям больших успехов на уроке "Арктика - фасад России", а также больших успехов счастливой семерке, которая в апреле оставит на юге от себя дрейфующую станцию "Барнео".