07.04.2016 19:40
Общество

В Роскомнадзоре разработают рекомендации для СМИ по освещению суицидов

Журналистов научат правильно писать о суицидах
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (6943)
В Роскомнадзоре готовят рекомендации для журналистов о том, как правильно освещать в СМИ проблему суицидов. Рабочая группа, в которую вошли психологи, журналисты, суицидологи, эксперты ведомства, планирует подготовить документ к концу мая.
Читать на сайте RG.RU

Глава Роскомнадзора Александр Жаров неоднократно подчеркивал, что писать надо про все, вопрос только в каком контексте. Не стоит детально описывать способ самоубийства. Потому что сотни и тысячи людей могут оказаться в подобных обстоятельствах, и кому-то может показаться, что описанное в статье возможный выход.

- Это называется эффект Вертера, - объясняет профессор психологического факультета МГУ Галина Солдатова. - Гете, как известно, писал свой роман, чтобы справиться со своими личными переживаниями, и когда книга вышла и разошлась по разным городам и странам, среди читателей прокатилась волна самоубийств. То есть происходит подражание. Это характерно для людей, оказавшихся в схожих жизненных обстоятельствах, находящихся в депрессии или страдающих психическими расстройствами.

Журналист "РГ" стал победителем престижного экономического конкурса

По словам эксперта, журналисты часто, описывая такие случаи, говорят громко, эмоционально и драматично. И инициатива Роскомнадзора может стать хорошей мерой профилактики.

- В существующих рекомендациях ВОЗ написано все очень сжато, - говорит Солдатова. - Там акцентируется взвешенное, серьезное отношение журналистов к освещению этой темы. Но неплохо бы расписать подробнее. Статистика показывает, что если, например, говорится, какого пола и возраста самоубийца, после этого становится больше самоубийств людей именно этого пола и возраста. А если освещаются методы и способ, опять же люди начинают повторять то, о чем прочитали. Слово сильно отзывается. СМИ имеют колоссальное влияние на определенную часть населения. Люди читают, верят, воспринимают как образец, алгоритм действия.

Психолог советует журналистам избегать подробностей даже в ущерб сенсационности. Неплохо бы немного разбираться в психологии и понимать, как текст воздействует на людей (как правило, из 1000 человек 2 - 3 находятся в ситуации, описываемой в статье). Также журналистам желательно советоваться с психологами.

- Но совсем не говорить о суицидах нельзя, - предупреждает Галина Солдатова. - Если мы будем замалчивать эту тему, это приведет к тому, что недостаточная информированность населения станет причиной ненадлежащего внимания к проблеме, а ненадлежащее внимание лишь усилит ее значимость. А проблема суицидов очень значима во всех странах.

СМИ и соцсети Роскомнадзор