Новый законопроект вносит поправки в известный Закон "Об исполнительном производстве". Судя по пояснительной записке к документу, по этим поправкам банкам придется уведомлять взыскателей долгов, что на счету у их должника слишком мало денег для погашения задолженности.
Кроме этого, по новому законопроекту предложено сократить сроки проверки достоверности исполнительного листа. Не секрет, что исполнительный лист бывает как настоящим, так и липовым. Мошенники нередко сами изготавливают поддельные решения судов и исполнительные листы. По ним можно легко забрать деньги у гражданина или организации и скрыться.
В полиции подтверждают, что подобные обманы с фальшивыми исполнительными листами и такими же решениями судов в наши дни стали весьма актуальными и мошенники ими пользуются очень широко.
Законопроект был разработан членом Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэлем Марданшиным.
По мнению депутата, действующие сейчас правила, по которым взыскатель может самостоятельно дойти до банка с исполнительным судебным документом и запросить выплату долга, действительно эффективны. Они дают возможность буквально в течение нескольких дней получить деньги с должника.
Немаловажна и такая деталь - исполнение судебных решений может происходить без привлечения Федеральной службы судебных приставов. Это экономия времени и средств как взыскателя, так и пристава.
Все бы хорошо, но в таком варианте есть один серьезный вопрос, о котором говорит законодатель. По словам Марданшина, "существует процедурная проблема: если на счете нет или не хватает денег, то банк не имеет права об этом сообщить взыскателю". Кроме этого, молчат банки и о том, что начали проводить проверку подлинности исполнительного документа или по каким-то причинам затягивают его исполнение.
В результате, по мнению депутата, добросовестный взыскатель вынужден заниматься гаданием. То есть предполагать, почему решение его вопроса затягивается. Человеку приходится неоднократно посещать банк. А это требует и времени, и, что скрывать, материальных затрат.
Эти проблемы становятся особенно ощутимыми, если банк, куда наведывается взыскатель, находится не на соседней улице, а на другом конце страны.
Перечислив эти плохо решаемые проблемы, депутат предлагает обязать банки сообщать взыскателю о проведении проверки исполнительного документа на подлинность, а также оперативно уведомлять его о недостаточности денежных средств на счете должника.
А еще законодатель предлагает сократить срок проведения проверки подлинности исполнительного документа до пяти дней.
Сегодня у банков на такую проверку есть неделя. Но, как говорится в пояснительной записке, подобные проверки нередко затягиваются, и неделей банк уже не обходится. Тогда банк затягивает решение в лучшем случае до момента истечения срока. Причем, как сказано в пояснительной записке, "независимо от наличия обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа либо достоверности представленных сведений".
Нетрудно догадаться, что одним из первых аргументов банков против этого законопроекта будет ссылка на банковскую тайну. И на это автор законопроекта заранее отвечает следующее:
- На момент обращения взыскатель уже знает номер расчетного счета должника в этом банке. Следовательно, - утверждает Марданшин, - обязанность банков уведомлять взыскателя о невозможности исполнения требований суда из-за недостатка средств на счету должника без раскрытия информации о конкретном размере остатка средств не нарушает требований статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности".