Владимир Владимирович, в начале нашего разговора хотелось бы задать несколько вопросов по некоторым громким делам последнего времени. 14 апреля Басманный суд Москвы рассмотрит вопрос о продлении срока содержания под домашним арестом совладельца аэропорта "Домодедово" Дмитрия Каменщика. Какова позиция Генеральной прокуратуры по этому вопросу?
Владимир Малиновский: Наша позиция осталась неизменной. Мы по-прежнему считаем, что в этом деле отсутствует состав преступления, предусмотренного 238 статьей Уголовного кодекса РФ. Также мы не согласны и с мерой пресечения в отношении подозреваемых. Буквально на днях нами были внесены кассационные представления в Президиум Московского городского суда об отмене меры пресечения в отношении всех четырех фигурантов дела.
Что ответил Следственный комитет на ваши предыдущие представления?
Владимир Малиновский: Следственный комитет настаивает на том, что действия подозреваемых подпадают под квалификацию 238 статьи УК. Кстати, к нам поступило ходатайство следствия о продлении срока домашнего ареста Дмитрия Каменщика. Мы будем возражать.
У всех до сих пор на слуху громкие прошлогодние аресты губернаторов - Сахалина и Коми. В Центральной России подобных громких коррупционных скандалов заметно не было. Получается, что вороватых чиновников совсем не осталось или их просто ловить меньше стали?
Владимир Малиновский: В отношении губернаторов таких дел в прошлом году действительно не было. Но вот в отношении ряда высокопоставленных региональных чиновников, попавшихся на взяточничестве, вынесено несколько приговоров.Так, в Иваново бывший заместитель председателя областного правительства Андрей Чужбинкин приговорен к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 298 миллионов рублей. Он обвинялся в получении 4 миллионов 260 тысяч рублей как части взятки, общей суммой в 40 миллионов рублей. Взятка была его вознаграждением за оказание содействия в заключении госконтракта на строительство областной детской клинической больницы.
За взятки осуждены бывший глава города Покров Владимирской области Евгений Сас - к 11 годам лишения свободы со штрафом в размере 290 миллионов рублей и его заместитель Алексей Бондаренко - к 5 годам лишения свободы и штрафу в 15 миллионов рублей. Они получили взятки за "помощь" предпринимателям в согласовании разрешений на строительство. Общая сумма составила порядка 5 миллионов рублей. В Брянске реальный срок лишения свободы получил бывший глава городской администрации Сергей Смирнов. Превышая свои полномочия, он подписал разрешение на ввод в эксплуатацию восьми недостроенных жилых домов в поселке Белые Берега. В дальнейшем они признаны аварийными и подлежащими сносу. В результате ущерб составил порядка 120 миллионов рублей. К длительным срокам лишения свободы за получение взяток приговорены бывший руководитель управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области Александр Трубников и бывший начальник одного из подразделений УМВД России по Костромской области Сергей Сиротин. Есть и другие примеры.
Типичный коррупционер сегодня - это кто? Крупный руководитель или, наоборот, мелкий чиновник, но - во множественном числе? И изменился ли средний размер взятки в связи с кризисом?
Владимир Малиновский: Больше всего коррупционных нарушений прокурорами выявляется в органах местного самоуправления. Они во многом связаны с бюджетными деньгами и имуществом, а также при исполнении госконтрактов. Всего в прошлом году на территории ЦФО было выявлено 3145 лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. Из них 225 - это получившие взятки чиновники органов исполнительной власти и местного самоуправления. Наверное, не всегда уместно "усреднять" размер взяток. Все они представляют общественную опасность. Общая сумма взяток по 1360 выявленным в округе преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ, составила 326,4 млн рублей. При этом более 80 процентов из этой суммы (261,6 млн рублей) - это взятки в особо крупном размере, на которые приходится чуть больше 4 процентов (57 -дел).
Если говорить о преступлениях, совершенных в целом в Центральной России, как здесь обстоят дела?
Владимир Малиновский: В прошлом году в ЦФО зарегистрировано более 556 тысяч преступлений. Почти 7 процентов из них поставлены на учет по инициативе прокуроров, что говорит о недоработках со стороны правоохранительных органов. Руководителям этих органов в округе в прошлом году внесено почти 37 тысяч требований и 23 тысячи представлений и информаций, в которых обращено внимание на допущенные нарушения и предложено их устранить. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено более 33 тысяч сотрудников.
Долги по зарплате по-прежнему исчисляются сотнями миллионов рублей?
Владимир Малиновский: Нужно отметить, что хотя тенденция роста задолженности, продолжающегося с 2012 года, в ЦФО сохранилась, резкого ее увеличения в прошлом году не произошло. Суммарная задолженность по состоянию на 1 января 2016 года в округе составила почти 477 млн рублей. Это ниже, чем ежегодно отмечалось, например, в 2008-2010 годах. Прокуроры ведут постоянный мониторинг ситуации, еженедельно мне поступают доклады о положении дел в округе. Сейчас в Центральной России 47 предприятий - должников. Больше всего из них находится в Ярославской, Калужской, Брянской, Рязанской, Тульской областях и Москве.
В прошлом году прокурорам в судебном порядке удалось добиться погашения задолженности на сумму свыше 1,8 млрд рублей. Сложней всего, как и прежде, остается ситуация с выплатой заработной платы работникам предприятий - банкротов. Сейчас в округе 18 таких предприятий, на них приходится почти 190 млн рублей задолженности. В прошлом году по фактам невыплаты зарплаты следственными органами округа возбуждено 105 уголовных дел по ст. 145.1 УК РФ, в суд для рассмотрения по существу направлено 29 уголовных дел, из которых рассмотрено 19 дел, все - с постановлением обвинительного приговора.
А что касается постоянно растущих цен на жизненно необходимые продукты и лекарства? Прокуроры могут на это повлиять?
Владимир Малиновский: Прокуроры как раз уделяют пристальное внимание и постоянно мониторят динамику цен на социально значимые продукты питания и лекарства. В прошлом году выявлялись факты превышения предельно допустимых розничных надбавок. Меры, принимавшиеся в целях устранения нарушений, были достаточно эффективными. Так, например, в Орловской области по инициативе прокуроров за 36 нарушений порядка ценообразования наложено штрафов на 580 тыс рублей, два должностных лица дисквалифицированы. Подобные примеры есть и в других регионах.
Еще одна больная тема - злоупотребления в сфере ЖКХ. Насколько удается решать эту проблему в Центральном федеральном округе?
Владимир Малиновский: Нарушения исчисляются десятками тысяч. Среди них многочисленные неплатежи и нецелевое расходование денег, отключения подачи тепла и электричества, запоздалые меры по устранению аварий, проведению ремонта жилого фонда. Повсеместно прокурорам приходится пресекать факты незаконного взимания с потребителей денег за опломбирование счетчиков.
Зачастую поступающие от жильцов деньги неправомерно подолгу задерживаются на счетах коммунальщиков. В Тульской, Ярославской и других областях по этому поводу есть возбужденные по инициативе прокуроров уголовные дела. В Костромской области прокуратура добилась погашения задолженности на 105 миллионов рублей. Есть и другие примеры. В Брянске, например, прокурор вскрыл факт неправомерного расходования одним из руководителей предприятий ЖКХ более 5 миллионов рублей на оплату по фиктивным договорам на работы, которые не выполнялись, и на зарплату работникам, которые не работали. В декабре по инициативе прокурора возбуждено и расследуется уголовное дело по статье УК РФ о мошенничестве.
В одном из регионов работники управления Генпрокуратуры в ЦФО дважды проводились выездные проверки. Итогом, наряду с устранением многочисленных нарушений, стало уголовное дело в отношении дельцов, практически монополизировавших сферу ЖКХ в регионе и выводивших основные доходы от ее деятельности в офшоры. Сейчас это дело рассматривается в суде.
В целом работа органов прокуратуры носит открытый характер, мы постоянно взаимодействуем с общественностью, депутатским корпусом, средствами массовой информации, рассказываем о выявленных нарушениях закона, путях их устранения. Примером такого сотрудничества может служить недавно проведенный первый открытый форум Генпрокуратуры России. Этот опыт может быть распространен и на региональном уровне.