14.04.2016 22:00
Общество

Татьяна Семенова: Медвузы притягивают лучших абитуриентов

Научить оперировать можно почти любого. А вот научить лечить...
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №81 (6949)
В Санкт-Петербурге прошел V Всероссийский форум студентов медицинских и фармацевтических вузов страны.
Читать на сайте RG.RU

Впервые на форум собрались 265 студентов не только мединститутов, подчиненных Минздраву России, но и медицинских и фармацевтических факультетов классических вузов. Три дня для них работали "круглые столы", мастер-классы, тренинги по оказанию медицинской помощи в экстремальных ситуациях. А еще шла демонстрация работ студентов по разным направлениям. Чем вызвана необходимость проведения подобных форумов? "РГ" отвечает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Татьяна Семенова.

Татьяна Семенова: Время диктует новые требования к подготовке врача. И не учитывать их невозможно. Вот, казалось бы, такая мелочь: выпускникам предстоит трудиться в условиях компьютеризированного рабочего места с доступом к электронной медицинской библиотеке, информационным базам. Готов к этому нынешний выпускник? Не всегда. И важно в пору учебы его этому научить. Скажем, когда участники форума пришли в Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени Алмазова, они могли не только на всю эту новизну посмотреть. Им был предложен мастер-класс использования этих возможностей.

Как врачи лечат сердце без травмирующих разрезов и операций

В таких форумах охотно участвуют корифеи российской медицинской науки и практики. И чрезвычайно важно, что есть возможность общения с такими авторитетами медицины, как Леонид Рошаль, Александр Румянцев, Евгений Шляхто, Андрей Каприн. А министра здравоохранения Веронику Скворцову просто закидали вопросами. Что такое вводимая аккредитация? Перспективы робототехники в медицине? Не угрожают ли они врачеванию? Какие специальности более всего будут востребованы? Перспективы симуляционного обучения? И так далее.

Без нового, конечно, не обойтись. Но согласитесь, Татьяна Владимировна, всегда был и будет оправдан некий консерватизм в работе медика. Ведь врачевание связано с болью, вопросами жизни и смерти. Конечно, будущий врач должен обязательно быть умелым и знающим специалистом. Но, как говорит наш знаменитый хирург Ренат Акчурин- "врач - это обязательно сострадалец". Об этом шла речь на форуме? Человеческие качества будущего врача не ушли на задний план?

Татьяна Семенова: Российская медицинская школа славилась классическими канонами. Никакая современная техника, никакая роботизация не может их вытеснить. Во все времена настоящий врач - это эталон, во всяком случае так должно быть, интеллигентности, милосердия, сострадания. И не случайно один из "круглых столов" форума был посвящен волонтерству, неслучайным было посещение детского онкогематологического отделения. Состраданию, милосердию нужно учить. Еще тому, что лечить нужно не болезнь, а пациента. Тому, что врачевание немыслимо без взаимодействия разных специалистов, без умения проводить консилиум.

А что такое аккредитация будущего специалиста?

Татьяна Семенова: Это новая система допуска к профессиональной деятельности. В нынешнем году ее пройдут стоматологи и провизоры, а уже в следующем все выпускники-медики. Аккредитация призвана повысить качество подготовки. Ведь чтобы ее пройти, надо сдать трехэтапный экзамен на профессиональную пригодность.

Сейчас, судя по рейтингам, именно медицинские вузы притягивают к себе лучших абитуриентов. В нынешнем году средний балл ЕГЭ поступающих был 75,2. Потому надеемся, что выпускники аккредитацию смогут успешно пройти.

Эксперты "РГ" обсудили подготовку будущих врачей

В понятие профессиональной пригодности входит, например, умение врача общаться с пациентом? Великий врачеватель Сергей Боткин говорил, что, если после посещения врача пациенту не стало лучше, значит, его посетил плохой врач. Или при минутных нормах, отведенных сегодня на прием пациента, такое общение не обязательно?

Татьяна Семенова: На федеральном уровне установлены лишь примерные нормы времени, отведенного на прием. На самом же деле все всегда зависело и зависит от того, какой пришел пациент, какое у него заболевание, какого он возраста и так далее. Важность общения врача и пациента никто не отменял. И каждый мастер-класс на форуме обязательно был школой общения врача и пациента. Моим учителем был замечательный хирург Валентин Михайлович Буянов. Его имя теперь носит 12-я московская больница. Он как-то сказал мне: "Научить оперировать можно почти любого. А вот научить лечить..."

Нынешний форум пятый по счету - очевидна потребность в таком приобщении к профессии. На форуме был разработан и принят этический кодекс студентов медиков. Главный его постулат: не навреди!

Здоровье