Ситуация вокруг Конституционного Трибунала Польши, развернувшаяся в декабре 2015 года в Евросоюзе, иллюстрирует сложившийся конституционно-политический кризис не только в одной стране восточной Европы, но и в других государствах Европейского союза.
Активную дискуссию Венецианской комиссии в ходе проведения ею 106-ой пленарной сессии в марте этого года, вызвало принятие 19 ноября и 22 декабря 2015 года Сеймом Республики Польша поправок в Акт о Конституционном Трибунале, внесших в действовавшее регулирование деятельности Конституционного Трибунала Польши существенные изменения, которые затрагивают процедуру принятия решений судьями Трибунала, а также порядок назначения судей и особенности их статуса.
Так, Актом от 19 ноября 2015 года о внесении изменений в Акт о Конституционном Трибунале внесены изменения в части порядка и срока отбора кандидатов на должность Председателя Трибунала, уточнены требования к кандидатам, уточнен срок принесения присяги и закреплено положение, определяющее этот день, как начало срока полномочий судьи.
Актом от 22 декабря о внесении изменений в Акт о Конституционном Трибунале внесенными изменениями устанавливается, что Генассамблея судей принимает решение большинством в две трети голосов в присутствии, по меньшей мере, 13 судей Трибунала, включая Председателя или заместителя Председателя Трибунала (в то время как раньше кворум составлял 9 из 15 судей и для принятия решения требовалось простое большинство голосов).
Принятие поправок вызвало неоднозначные оценки, в том числе, сопровождалось протестными настроениями особенно среди оппозиционно настроенных сил общества, высказывались различные мнения относительно влияния данных положений на статус Трибунала, конституционный принцип его независимости и снижение роли системы сдержек и противовесов.
9 марта 2016 года Конституционный Суд Польши принял постановление, в соответствии с которым большинство поправок, принятых Актом от 22 декабря, были признаны неконституционными, однако, данное решение не вступило в законную силу по причине того, что Правительство Польши отказывается публиковать данное решение на основании его состава, ссылаясь на отсутствие кворума, определенного Актом от 22 декабря в 13 судей, а не в 12 как присутствовало в составе. Данная ситуация также сопровождалось протестными настроениями (в том числе публичными мероприятиями).
В своем заключении от 11 марта 2016 года Венецианская комиссия делает акцент, главным образом, на необходимость решения конфликта между Конституционным Трибуналом и действующим политическим руководством страны на основе принципа верховенства закона, уважение и полное исполнение решений Конституционного Трибунала и недопустимость использования поправок, установленных Актом от 22 декабря, в качестве политического инструмента, способного воспрепятствовать эффективной работе Трибунала как гаранта Конституции, необходимости прийти к консенсусу и принять такие нормы закона, которые обеспечивали бы независимость Конституционного Трибунала Польши и быструю процедуру рассмотрения им дел и принятия решений.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что несколько странно уделять столько внимания процессу исполнения решений международных судебных органов на территории России, тогда как в отдельных странах Европейского Союза имеет место столь серьезный внутриполитический кризис, который ставит под сомнение "правовое единство" Европы.