17.04.2016 11:40
Культура

Хворостовский и Уральский оркестр выступили в Венгрии и Австрии

Текст:  Лариса Барыкина
Завершился европейский гастрольный тур Дмитрия Хворостовского и Уральского филармонического оркестра.
Читать на сайте RG.RU

Австро-венгерское турне знаменитого певца включало выступления в четырех известнейших концертных залах: европейская публика, как ранее российская и американская, жаждала наблюдать победное после болезни возвращение Хворостовского на сцену, стремилась воочию убедиться в том, что с их любимцем - все в порядке. Венский Концертхауз и Будапештский Дворец искусств Мюпа, Музикферайн в Граце и Брукнерхауз Линца были переполнены, и артиста встречали с восторгом еще до того, как он успевал взять хотя бы одну ноту.

Хворостовский действительно ни в чем не уступал себе прежнему. Он давненько уже выглядит не как приближающийся к пенсионному возрасту академический певец, а как слегка угомонившийся рокер-star. Стройная фигура крепкого атлетического сложения, отлично сидящий на ней вычурный фрак с расшитыми лацканами, развевающаяся грива серебряных волос и голливудская белозубая улыбка на загорелом лице: в свои 53 года Хворостовский  по-прежнему может претендовать на повышенное всеобщее (особенно женское) внимание и статус главного оперного мачо. При этом певец, не устающий подчеркивать, что он родом из Сибири, остается по-настоящему культовой фигурой современного вокального Олимпа, выступлений которого ждут в ведущих оперных домах и на главных концертных площадках мира. Единственный природный казус заключается в том, что по своей психофизике Хворостовский - конечно же, герой-любовник, но в опере это амплуа занято тенорами, а его голос - баритон (а точнее бас-баритон) - оставляет ему роли несчастных отцов и отвергнутых ревнивцев. Единственное исключение и его коронная партия - Дон Жуан в одноименной опере Моцарта.

В Хабаровске показали мюзикл про козла Тимура и тигра Амура

Программа гастрольного тура, включавшая оперные арии, русские в первом отделении и итальянские - во втором, подтвердила еще один важный тезис о творчестве Хворостовского: ведь он, в сущности, не только вокалист, но в первую очередь артист Божьей милостью. Ему дарован голос необыкновенно бархатного тембра, а плюсом к нему - мощь настоящего драматического актера. И он создает на сцене театр - живой, полнокровный, интригующий. При полном отсутствии сценического антуража. В активе певца роскошные низкие ноты и несколько напряженный, но всегда драматически оправданный верх. А еще - выдающаяся вокальная техника, безупречное владение кантиленой, необъятной широты и большого дыхания фразировкой - все то, что называется звуковедением.

Диспозиция отечественной и европейской оперной классики в программе, конечно же, характеризует художественные пристрастия Хворостовского, и дала возможность публике сравнить две ведущие композиторские школы. В своих любимых итальянских ариях - Resta immobile из "Вильгельма Телля" Россини, Каватине Ренато из "Бала-маскарада", Арии графа ди Луна и знаменитых "Куртизанах" из "Риголетто" Верди - Хворостовский создавал небольшую, но яркую портретную галерею, правда, состоящую как раз из двух упомянутых типажей: страдающих отцов и неудачников в любовном треугольнике. Герои Хворостовского в первом, русском отделении гораздо более сложны в плане характеров: боярин Шакловитый ("Хованщина" Мусоргского), размышляющий о судьбах отчизны и величавый и горделивый Демон (Рубинштейна). Увлекающий своим невероятным рассказом князь Томский ("Пиковая дама" Чайковского) и едва справляющийся с эмоциями Алеко (Рахманинова). Кульминацией, конечно, стал Князь Игорь, мучительно раскаивающийся прошлым и жаждущий свободы. В качестве бисов, которых неизменно требовала публика, у Хворостовского были залихватски исполненные "Очи черные" и русская народная песня "Ноченька", спетая соло.

Достойным партнером певца выступил Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, которому досталась не только роль аккомпаниатора. У оркестра был свой "сольный" выход, и даже не один - несколько крупных оркестровых пьес были исполнены в качестве увертюры и интерлюдий. Торжественный Полонез из "Евгения Онегина" Чайковского каждый раз в начале концерта давал публике настрой, его же "Итальянское каприччио" увлекало разнообразием красок народного празднества. Второе отделение начиналось с "Вальса" Равеля, звучавшего в трактовке Лисса как неотвратимое, с легкой сумасшедшинкой,  вальсирование-скатывание к катастрофе. Пожалуй, это было единственное произведение в программе, стоящее особняком. Зато Увертюра к опере Россини "Сорока-воровка", также дающая возможность блеснуть все оркестровым группам и солистам, в середине второго отделения звучала как нельзя более кстати. Симфонические фрагменты, конечно, служили необходимым отдыхом певцу, при этом дали европейской публике полное представление о классе российского оркестра, который много гастролирует, но на этих престижных площадках выступал впервые, став несомненным для нее открытием. Одно из австрийских изданий даже назвало выступление Уральского оркестра "сенсационным".

В Москве вручили "Золотые маски"

Об оркестре говорил и Дмитрий Хворостовский:

- С Уральским оркестром и Дмитрием Лиссом мы уже дважды музицировали в Петербурге и Екатеринбурге. Поэтому и возникла идея этого зарубежного турне. Дмитрий Лисс - большой музыкант, с которым можно делать великие дела. С самых первых минут совместной работы я почувствовал со стороны оркестра любовь, уважение и огромную поддержку. Причем каждого из музыкантов -  я ведь вижу их глаза, их участие и сопереживание. Я чувствую себя с ними комфортно и вдохновенно, особенно в первом отделении, где звучит русская музыка, и каждая фраза в оркестре наполнена смыслом. Это дает дополнительный импульс певцу.

На концертах Уральский оркестр публика воспринимала как какое-то чудо, овациям не было конца. Конечно, между российскими и западными оркестрами есть разница в культуре звука, во фразировке, в трактовке сочинения. Я считаю, что русские музыканты в принципе уникальны. Ведь музыка для нас, для русских - это не просто времяпровождение, что-то развлекательное, какая-то индустрия. Для нас - это нечто большее. Это сама жизнь, заменяющая порой обыденную реальность. Музыкой у нас живут. И она у нас - совершенно про другое, нежели в каких-то заурядных концертах на Западе.

Классика