19.04.2016 12:51
Экономика

Белгородской землянике найдут рынок сбыта

Для белгородской земляники ищут рынок сбыта
Текст:  Анна Скрипка (Белгород)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №83 (6951)
В Белгородской области расширят пилотный проект по производству садовой земляники. Ранее планировалось, что в регионе будут собирать за сезон тысячу тонн, теперь планы значительно серьезнее.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня единственным кластером, где выращивают эту ягоду, можно назвать село Лесное Уколово в Красненском районе. Одни его жители, объединившись в кооператив, засадили свои огороды, вторые купили технику и стали помогать соседям в уходе за плантациями. В других муниципалитетах клубнику тоже выращивают, только работают и преодолевают возникающие сложности самостоятельно.

О широких перспективах для земляничного бизнеса в регионе говорят и представители крупных компаний, и начинающие садоводы, однако рынок сбыта доступен пока не всем. Власти решили обсудить с садоводами наболевшие проблемы за "круглым столом". В итоге его участники пришли к выводу, что аналогичные вопросы вынуждены решать производители не только ягод, но и овощей, и фруктов.

В Белгороде туристам предложат забытые блюда местной кухни

Первым делом в зале попытались найти формулу успеха для садовода, решившего посвятить себя клубнике. По словам начальника регионального управления потребительского рынка Владимира Зубова, хороший результат складывается из качественного посадочного материала, грамотной обработки земли, правильного полива, а также необходимых мер для защиты растений от вредителей.

 - Это 99 процентов успеха, - отметил чиновник.

Оставшийся процент - это удачные продажи, заключили фермеры. Но для этого им нужно отказываться от "дедушкиных технологий" сбора.

- Сначала землянику собирали в ведра, потом перекладывали в ящики, затем - в мелкую тару. Теперь же все по-другому: надо сразу фасовать в те емкости, в которых продукт пойдет на продажу, - подчеркнул Владимир Зубов. - Пока рынок не наполнен и на 10 процентов, а потому мы будем выходить в федеральные сети с предложением о реализации наших ягод. Переговоры с крупнейшими ретейлерами уже идут, так что нынешний проект, который предполагает производство в регионе тысячи тонн земляники, скоро покажется всем нам детской игрушкой - потребности рынка гораздо шире.
Между тем некоторые фермеры отнеслись к этим словам скептически. Прозвучало, что для мощного производства, во-первых, нужны средства, а банки не так уж щедры на кредиты. Во-вторых, слишком уж прихотлива культура - если плантации не испепелит засуха, ее может легко уничтожить град. Даже собрать ягоду порой проблема. На гектаре должны работать минимум 20 человек, но найти в селе столько свободных рук бывает сложно. И после этих мытарств многим приходится сбывать урожай перекупщикам по бросовым ценам.

Директор Корочанского плодопитомника Виктор Городов, впрочем, напомнил, что без труда невозможно получить прибыль, а решить все названные проблемы фермерам вполне по силам. Скажем, с засухой справятся системы капельного орошения, а если говорить о сборе ягод, то для начала просто не стоит разбивать плантации по несколько гектаров. В том же Лесном Уколове люди остановились на 20 сотках, и семья из четырех человек самостоятельно справляется и с фасовкой ягод, и с продажей.

- Как ни крути, земляника все равно остается самой рентабельной культурой, - подчеркнул Виктор Городов, и возразить ему никто не смог.

Глава кооператива "Надежда" из того самого Лесного Уколова Николай Малыхин напомнил, в свою очередь, о плюсах кооперации. Он признался, что именно в объединении заключается практически половина успеха. Мало того, что люди учатся друг у друга тонкостям ухода за грядками, так еще и закупают все материалы вместе.

Фермерам предоставят возможность торговать клубникой, но такой развал должен выглядеть "вкусно и аппетитно"

- Как-то мы столкнулись с проблемой - приобрели мульчирующую пленку, а она оказалась подделкой, стала разрушаться на солнце. Решать проблему в одиночку никому из нас не пришлось, и теперь прекрасно знаем, у какого производителя приобретать этот материал, - рассказал он.

Второй плюс - это гарантированный рынок сбыта для больших объемов продукта. И хотя рядом с селянами работает производитель, который поставляет по 400 тонн земляники, конкуренции они не боятся.

- Когда приезжает машина, чтобы забрать ягоду, то его продукция стоит в фургоне впереди, а кооперативную складывают после. Зато на рынке первыми достают именно наши ящики, и покупатели восхищаются: какая земляника красивая и душистая, - с улыбкой рассказал Николай Малыхин.

Как отметил Владимир Зубов, не все производители могут предоставить клубнику исключительно товарного вида. Попадается и некрасивая, и перезревшая. И пока у белгородцев нет своего перерабатывающего предприятия, этот продукт можно отдать и перекупщикам. В будущем в регионе планируют создать базу для хранения со специальным холодильным оборудованием и завод, который будет делать или джемы, или замороженные ягоды. Но пока, по словам Виктора Городова, потребность в таком предприятии не так уж велика.

Огурцы и томаты Черноземья потеснили импортный товар

- Мы производим 150 тонн и ничего не перерабатываем - всю ягоду продаем на рынке свежей, - сказал он.

Глава региональной Ассоциации рынков и ярмарок Андрей Четвериков отметил, что выйти со своим продуктом на любой рынок производителям сейчас довольно просто. Достаточно оставить заявку на сайте, а в его организации позаботятся о месте для торговли, арендовать которое можно по льготной ставке.

Правда, фермеры с этим не согласились - дескать, большая часть рынков уже занята неместными торговцами, и потеснить их достаточно сложно. Земляника же - товар сезонный, и если человеку нужно немедленно ее продать, то и место ему необходимо сегодня-завтра, а вот этого в ассоциации гарантировать уже не могут.

- Вопрос правильный, - резюмировал Владимир Зубов. - И я буду выходить с инициативой создания брендированных торговых точек. Они должны быть специализированными и сезонными.
Однако и тут у фермеров возникли сомнения. Кто будет торговать там?

- Клубнику Виктора Городова знает вся Москва, а мою - весь Белгород, - заявила фермер Елена Чеснокова. - И я хочу сохранить свое лицо. Если уж продавать, то самим. Пусть люди знают, что это именно наша ягода.

Чиновники заверили, что возможность открыть торговую точку под собственным брендом фермерам предоставят, но полосатых палаток в стиле 90-х годов в городе быть не должно. Клубничный развал должен выглядеть, что называется, вкусно и аппетитно.

АПК Белгородская область Центральная Россия