19.04.2016 20:54
Общество

Ученые: Математика влияет на развитие мозга

Математика влияет на развитие мозга
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (6952)
Лобачевскими и Гауссами рождаются или становятся? Ответ ученые пытаются найти уже ни одно десятилетие. Изучают мозг выдающихся ученых, ищут ген математики. Безрезультатно.
Читать на сайте RG.RU

Французские ученые решали более простой вопрос: откуда вообще появляется способность к математике. Существуют две гипотезы. По одной, есть люди, которые интуитивно чувствуют пространство и числа. Попросту говоря, человек математиком рождается. По другой, склонность к этой науке - побочный эффект появления языка и речи.

В эксперименте участвовали профессиональные математики и обычные люди примерно с одинаковым образованием. Всем предложили ответить на сложные математические тесты по алгебре, геометрии, топологии, а также тесты на общий кругозор - по истории, географии и т.д. На томографе ученые смотрели, что происходит в мозге добровольцев.

Математики успешно выступили в обоих заданиях. "Гуманитарии" хороший результат показали в тестах на кругозор, но провалили математические. А что же происходило в головах? Математические тесты активировали у математиков определенные зоны в коре мозга. Но "молчали" у добровольцев из общей группы. Интересно, что они все же включались, когда требовалось сделать простые арифметические действия, например на сложение или умножение.

"Яндекс" подсчитал, как россияне знают математику

Вывод? Математическое мышление высокого уровня работает в зонах, которые отвечают за восприятие чисел, пространства и времени и отличаются от зон, связанных с языком. То есть, по мнению французских ученых, склонность к математике должна проявляться уже в детстве. И это родители могут увидеть, наблюдая, насколько их чадо ориентируется в пространстве и в мире чисел.

- На самом деле, с зонами, которые видны во время тестов на МРТ, все не так однозначно, - сказал корреспонденту "РГ" член-корреспондент РАН Алексей Иваницкий. - Нет зон, которые "кричат" или "молчат". Некоторые во время решения задач немного активней, чем другие. Почему "гуманитарии" не справляются с математическими задачами? Скорей всего, определенные зоны у них менее развиты. Но, думаю, что они заложены в мозге подавляющего числа людей, но у одних они развивались при обучении, а у других так и остались в зачаточном состоянии, так как их не тренировали.

В свое время ученые из Стэнфордского университета отобрали группу обычных восьмилетних школьников и шесть лет на МРТ изучали их мозг. У тех, кто занимался математикой и достиг определенных успехов, структуры мозга значительно отличались: больше развита внутритеменная борозда коры, которая помогает выполнять сравнительный анализ и работать с числами, а также затылочная и префронтальная доли, которые отвечают за прогнозирование. Чем выше были успехи в математике, тем сильнее оказалась активность в гиппокампе, который отвечает за память. Словом, на часто звучащий вопрос, а зачем нам синусы и тангенсы, биномы и логарифмы, ответ однозначный - они мозги развивают. Кстати, в китайских балетных училищах за математику спрашивают так же строго, как за танец.

Наука