Муниципальные чиновники сетуют: финансирование дорожной сферы в областном центре с каждым годом сокращается. В 2013 году на нее было выделено 780 миллионов рублей, в 2014-м - 670, в 2015-м - 530, а в этом году из регионального дорожного фонда перечислили всего 450 миллионов рублей плюс в городском бюджете заложили 20 миллионов.
По словам директора департамента развития городского хозяйства Сергея Заскалькина, этих денег хватит на то, чтобы привести в порядок улицу Марии Ульяновой в районе Илизаровского центра - чтобы не стыдно было перед гостями, которых ожидают нынешним летом на торжества по случаю юбилея основателя медучреждения. Часть средств пойдет на ремонт проспекта Машиностроителей и участков трех центральных улиц, еще часть - на исполнение двух судебных решений (привести мост и перекресток в надлежащее состояние потребовала прокуратура), 50 миллионов направят на обустройство пешеходных переходов вблизи школ в соответствии с новыми нацстандартами безопасности дорожного движения. Кроме того, город заплатил 4,8 миллиона рублей штрафов за ненадлежащее состояние дорог - деньги ушли в федеральный бюджет. После всех обязательных платежей останется лишь 50 миллионов рублей. На эти деньги можно разве что дыры в асфальте залатать, да и то не все.
Из ситуации, по мнению городских властей, есть только один выход: просить дополнительные средства у области. Как-никак Курган - центр региона, его визитная карточка, значит, городу должно уделяться больше внимания.
Правда, в дорожном фонде, как оказалось, тоже проблемы.
- Мы и не предполагали, что дорожный фонд может иметь кредиторскую задолженность, - сообщил Сергей Заскалькин. - Если по итогам 2014 года его задолженность перед Курганом составляла 46 миллионов рублей, то по выполненным работам за 2015 год - уже 67 миллионов. Между тем мы рассчитывали, что кредиторка нам вернется и мы сможем этими деньгами распорядиться.
Один из депутатов гордумы предложил такой путь: выйти в областную Думу с предложением весь транспортный налог, собираемый в Кургане, оставлять в городе и направлять его на ремонт дорог. Мол, в областном центре зарегистрирована львиная доля транспортных средств региона - более ста тысяч машин, при этом из дорожного фонда город получает не более 10 процентов средств. Аргумент железный, но вот есть ли у идеи перспектива?
- В принципе, это возможно, но, прежде чем выходить с таким предложением, нужно все просчитать: не получится ли так, что транспортный налог окажется меньше субвенций, - поделился мнением председатель комитета по экономической политике Курганской областной Думы Евгений Кафеев. - В областном дорожном фонде около трех миллиардов рублей, из них транспортный налог составляет 600 миллионов. Курган получает 400 миллионов рублей субвенций на уличную дорожную деятельность плюс акцизы. Рассчитывать и на субвенции, и на транспортный налог сложно. С другой стороны, если дорожному фонду в этом году удастся сэкономить на торгах, то, наверное, можно ставить вопрос о том, чтобы сэкономленные средства направить на ремонт дорог в Кургане.
Вместе с тем, на взгляд законодателя, городу следует более рационально использовать те средства, которые уже выделены. Например, нынешней весной асфальт буквально растаял вместе со снегом. Зима выдалась непростая: то мороз, то оттепель. Для дорог это губительно, за ними необходимо было следить более тщательно, чем обычно, однако в Кургане даже снег не всегда счищали. Кроме того, нужно строже спрашивать за качество работ с подрядчиков: у некоторых магистралей еще не истек гарантийный срок, а они уже все в ямах. Один из предпринимателей, к которому накопилось много претензий по качеству, просто закрыл предприятие. Теперь придется переделывать его брак за счет бюджета.
Неприглядный вид областному центру придают раскопки (по данным мэрии, их около 1700). По мнению Евгения Кафеева, городские власти недостаточно строго спрашивают и с тех, кто некачественно заделывает места устранения мелких аварий. Нужно требовать, чтобы дорожное полотно восстанавливали полностью, а не просто "ставили заплатку", которая потом проваливается. Кроме того, быстро разрушает дороги отсутствие ливневой канализации, разбивает грузовой транспорт. Если все эти факторы устранить или хотя бы минимизировать, то средств на ремонт и строительство дорог хватит, считает эксперт.