21.04.2016 23:30
Культура

Александр Хабургаев: Российский зритель - пытливый ум

Известный телеведущий всю жизнь борется со стереотипами
Текст:  Юрий Снегирев
Российская газета - Федеральный выпуск: №87 (6955)
Не спалось. На рассвете, за окном что-то нежно заскрипело. Потом опять: цвирк-цвирк, дзинь-дзинь. Я затаил дух. Так поет только крохотная птичка - пеночка-весничка. Неужели и правда она? Это в самом-то центре Москвы??!
Читать на сайте RG.RU

- Не удивляйтесь, еще и не такое бывает! - рассказал мне через несколько часов известный натуралист Александр Хабургаев, когда я пришел к нему в редакцию телеканала "Живая планета", чтобы взять интервью. - Вот чайка у всех с морем ассоциируется, а я уже не первый год наблюдаю сизых чаек, которые гнездятся на крыше здания вашей "Российской газеты". Сами летом услышите, как истошно птенцы-слетки орать будут. Или дятел, все думают он только личинками из-под коры питается. А он скоро птенчиков из чужих гнезд таскать начнет. А недалеко отсюда я наблюдал, как большой пестрый дятел макароны на помойке клевал. С аппетитом клевал, между прочим. Стереотипы часто бывают ложные. Вот вы знаете, что в России проживает колибри? Да-да, самый настоящий колибри! На Курилах был зафиксирован один единственный экземпляр (уж не знаю, каким ураганом его из Америки через океан протащило), но официально колибри занесли в "Реестр орнитофауны СССР".

Александр, пожалуй, самый известный на сегодня журналист-натуралист. Именно "натуралист". Другие телеведущие передач о живой природе Иван Затевахин и Николай Дроздов - профессиональные зоогеографы, а Александру Хабургаеву приходится постоянно иметь дело и с животными, и с растениями.

- Не обидно? Все сейчас только и говорят о политике или о спорте(я - из двоечников и троечников). Можно было бы стать международником, собкором куда-нибудь уехать, или, на худой конец, об убийствах снимать - рейтинг!

Владимир Познер: Я хочу смотреть по ТВ то, что заставляет меня думать

- Юр, ну между нами-журналистами… Писать и кино снимать нужно про то, что ты лучше всего знаешь. А я с детства природу люблю и изучаю! Дома всю жизнь: птички, рыбки, жабы, змеи, тараканы... По биологии были сплошные пятерки. Как-то раз учительницу заменял, когда она болела. А в наших арбатских дворах преподавались совсем другие науки. После армии все-таки поступил на факультет журналистики МГУ, а не на биофак (я бы никогда в жизни химию с математикой не сдал бы!) Телевизионную карьеру начал на Шаболовке. Это где Шуховская башня. Моя должность звучала грозно: "инспектор ГОСТЕЛЕРАДИО СССР". А на самом деле я катал по студиям тележку с фильмами. Докатался до руководителя студии дирекции Межрегиональных программ. Но всегда натура брала свое. Делал программы "Экологическая экспедиция РТР "Красная Книга", "Зверский аппетит" (1 канал), "Дачная правда" (ТВЦ), "Путешествия натуралиста" (Культура). И на разных радиостанциях: Маяк, Вести ФМ. Сейчас работаю на "Живой планете”, у меня своя программа "Хабургаев в натуре”. "Натура” - это природа, если кто забыл. И я счастлив, что судьба свела меня с этим каналом. У меня самая лучшая съемочная бригада за все мои 32 года работы на телевидении! Но, отвечая на вопрос, по секрету сообщу, что по официальной должности я политический обозреватель и веду передачи на "Радио России" и иногда других радиостанциях холдинга ВГТРК. Короче, главная моя работа - вести передачи на главном радио страны (далеко не только о природе), а все остальное - приятная и безумно интересная подработка.

- Саш, а что, увлечение цветочками и птичками - это как, заразно?

- Ещё как! В армии я служил в Приморском крае. А там фантастические по красоте бабочки. В первый же день по приезду рванулся из строя на клумбу за махаоном Макка (мечта моей жизни была - огромная такая бабочка со "шпорами" и металлическим отливом), ну и получил три наряда. А потом старшина каждый вечер меня подзывал: "Слышь, Хабургаев, я тут кое-что наловил на цветочках, пойдем покажу, расскажешь чо это такое?"

Ну, разбирали "улов", я потом бабочек и жуков в посылках домой слал. До сих пор дома в стеклянных коробках висят, а уже 38 лет прошло!

- Давайте перещелкнем программу. Западные компании в передачах о животных бьют наотмашь бриллиантовой "звенящей" картинкой. Что ни кадр - то шедевр! Там такие подробности, такие детали! Дарвин с Дарреллом в обнимку переворачиваются сами знаете где, от зависти! Разве можно конкурировать с такими сногшибательными возможностями?

- Можно! Что мы и делаем с успехом. Что показывают они? Ну, например, фильм о слонах. Полчаса стадо красиво идет на водопой. Без слов, под музыку. В закатном солнышке, каждый редкий волосок на морщинистой коже светится. И за полчаса одна короткая фраза за кадром: "Слоны хотят пить. Они идут на водопой". Потом еще полчаса фантастической по красоте картинки и вторая скупая фраза: "Слоны нашли воду. Теперь они не умрут от жажды!" Это кино для сытого европейского или американского обывателя, который лежит на диване с пивом и чипсами и просто смотрит красивые картинки. А наш зритель - другой! Он рожден поколением, на книжках воспитанном! Он - пытливый ум! Ему интересно знать, что слоны не просто идут, что они переговариваются в инфразвуковом диапазоне за многие километры друг от друга. Что у них есть в черепе чуткая "линза", кторая эти звуковые волны улавливает. Что они своих близких хоронят, а потом, на "могилы" приходят. Короче, другой у нас зритель. И я этим пытливым зрителем очень дорожу. А если в западных передачах о животных появляется ведущий, то он непременно корчит из себя супермена: крокодилов ловит, головастиков ест, ядовитых пауков запазуху засовывает.

Телеведущая Ника Стрижак рассказала о своей программе "Главное"

Кстати, никогда не пытайтесь повторять то, что делают такие "супермены"! Это все постановки. Недавно видел, как один английский популярный ведущий бегает вокруг пятиметровой королевской кобры: "Я должен поцеловать эту смертельно ядовитую змею! Это очень опасно, но я сделаю это!" Змея в угрожающей позе, делает выпады, ведущий с визгом уклоняется и, наконец, тычется ей в нос губами: "Вау-у-у! Я сделал это!!!"

Тем временем, даже неискушенный, но внимательный зритель заметит, что змея ни разу НЕ РАСКРЫЛА ПАСТЬ! У нее РОТ ЗАШИТ суровыми нитками! Таких примеров - множество. Мне совершенно непонятно, зачем строить из себя супермена? Неужели это кому-то интересно? Однажды, в Израиле, в крокодильем питомнике, я в кадре таскал за хвосты огромных миссисипских аллигаторов. Но я честно сказал, что сейчас в Израиле зима: + 14 градусов, и на таком холоде рептилии еле шевелятся. Было бы + 30, они бы просто забили бы меня хвостами, чтобы зубы не утруждать. Так что в России все по-честному. У нас другая подача. Мы уважаем зрителя. Скажем так, снимаем ближе к классике, а не к клиповому мышлению. Вон, посмотрите любой зарубежный фильм: там самый длинный план 3 секунды, а "говорящая голова" в кадре еле успевает одну фразу сказать, и все это смонтировано такой плотной нарезкой, что в глазах рябит и голова кружится! У нас же была потрясающая профессиональная школа документальной журналистики. Своя стилистика: на образах, на длинном плане, на внутрикадровом монтаже! Вон, мой бывший начальник с которым мы на РТР "Красную книгу" делали - Миша Дегтярь! Потрясающие документальные фильмы снимал! Четыре "Тэффи”, между прочим! А кто о нем слышал? А режиссеры старого поколения: Шатхан, Торсенсен, Визильтер? Это же классики!

- Вы работаете еще и на радио. Что сложнее?

- Конечно на радио. На ТВ тебя обслуживает огромная команда и ты результат общего профессионального труда. На радио ты садишься к микрофону и тут-то сразу всем становится ясно, кто ты такой! Кстати, многих телезвезд приглашали работать радиоведущими, но без текста, заведенного на "суфлер", они ничего не могут. Реакции - ноль, к эфиру подготовиться времени не было, а общая эрудиция оставляет желать лучшего. К тому же на телевидении я каждое свое слово должен подкреплять картинкой, а на радио... Вот я закрываю глаза и говорю: в эти апрельские дни, на южном склоне горы Фудзияма зацветает рододендрон Шлеппенбаха и заходящее солнце играет лучами на его трепетных лепестках. Вы тоже увидели эту картинку? Ну вот! Но ни я, ни вы в Японии вообще не были! Это великая сила радио! И потом, не забывайте, ТВ - это запись, монтаж, озвучка. А радио? Я сажусь к микрофону и чувствую эти 60 миллионов радиоточек: перемигивающийся в темноте туманными огнями Петропавловск-Камчатский, рассвет над пологими склонами Уральских гор и уютные зеленые городки Ставрополья, залитые полуденным солнцем. Только одномоментность такого восприятия позволяет тебе понимать в какой великой стране ты живешь, а тогда уже и слова начинаешь подбирать другие.

- Согласен! Это - большая степень ответственности! "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."

- Не надо об этом! А то вспоминать стыдно. Раз я услышал от таксиста, как делать арбузный крюшон: вырезаешь в "полосатом" маленький колодец, льешь туда бутылку водки и держишь месяц в авоське. Рассказал об этом рецепте в эфире. На следующий день в редакции повисли арбузные авоськи. Народ заинтересовался. Проходит месяц. И тут как это все "заблагоухало!" Мух налетело - пропасть! Ну прямо применение химического оружия! Оказалось, что выдерживать надо НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ! Представляете, сколько меня народу "тихим словом" поминало? С тех пор не верю таксистам и проверяю информацию трижды!

- В скольких странах вы побывали?

- Как-то пробовал считать и сбился. Ну где-то к сорока подходит.

- А самая любимая, или самая интересная?

Слепой телеведущий из Ростова поможет инвалидам раскрыть свои таланты

Назвал бы Камбоджу. Там еще остались настоящие первичные джунгли и последняя азиатская саванна. Все то, что показывают туристам в Индии, Таиланде или Вьетнаме - это вторичные леса, которым всего-то несколько десятков лет. Очень люблю Грецию, особенно Ионические острова, Бразилию, Израиль. Ну и свое Отечество! У нас же - фантастически красивые места есть: горы, степи, тайга, тундра, даже... пустыни!

Вот, я сейчас в Дагестан на съемки лечу - там второй в МИРЕ (!) по величине бархан - Сары-Кумские пески! Никто не знает, откуда там они появились! Просто зачерпнул какой-то джин их ладонями и перенес через Каспий, прямо со среднеазиатской пустынной флорой и фауной! Там, кстати, "Белое солнце пустыни" снимали. А потом, поедем в Оренбургскую степь, к нашей любимой Рафиле Бакировой - лошадей Пржевальского проведать, там как раз тюльпаны зацветут. Вы когда-нибудь степь, всю в цветущих тюльпанах, видели? Дух от восторга захватывает! Мы в прошлом году едем с французами из Оренбурга в заповедник: сто километров проехали, двести... а за окном - бескрайняя степь до горизонта. Один француз меня спрашивает: "А тут что - ничего не сеют?" Я ему отвечаю: "Эта земля ИСТОРИЧЕСКИ никогда не знала плуга!" Француз как-то загрустил и говорит: "Какие же у вас ресурсы!" Это точно! А как лотосы в дельте Волги цветут? А горный Алтай в осенних красках? А Плато Путорана? А танцы журавлей в Даурском заповеднике? Снимать-не переснимать! На десять поколений работы хватит! Кстати, у нас, наконец, заповедники открылись, теперь туда простых туристов пускают! Так что, все своими глазами увидеть можете!

- Правильное слово французский коллега подобрал... ресурсы у нас - гигантские...

P.S.

Вечером вернулся домой и узнал: все-таки под моим окном была не птица-пеночка. Это сосед втихаря чинил раскладушку для внезапно прибывающей тещи. Как нелегко расставаться со стереотипами!

ТВ и сериалы