Мы стали участниками первого пресс-тура, организованного на "стройку века". Большинство коллег прилетели из Москвы в Анапу, откуда уже на автобусе добирались до Тамани. Здесь, в вахтовом городке строителей, их уже ждали журналисты, прибывшие из республики Крым и Краснодара, в числе которых были и корреспонденты краснодарского филиала "РГ". Все вместе мы отправились по косе Тузла к тому месту, где на днях была установлена первая опора будущего моста.
- Первая опора под рабочим номером 173 появилась как раз на его середине, - поясняют наши гиды. - Это на острове Тузла, до которого мы доедем по временному переходу.
Но тут стоит сделать небольшое уточнение. Дело в том, что, по мнению местных жителей, все-таки правильнее называть это место "островной частью косы". На Кубани хорошо известно, что исторически это была единая часть суши, являвшейся продолжением Таманского полуострова. Во время одного из штормов образовалась промоина, которую во время войны расширили для прохода военных катеров. Вот так островная часть косы искусственно отделилась от материка. А потом просто никто не додумался ликвидировать промоину.
И вот только недавно здесь приступили к возведению первого вспомогательного моста, дошедшего до островной части косы Тузла.
- Безусловно, нам очень помогло, что тут дамбу насыпали, - говорит и. о. начальника управления федеральных автодорог "Тамань" Роман Новиков. - На первом этапе благодаря этому удалось сократить сроки строительства, которое ведется одновременно с восьми площадок. На сегодняшний день забиты 513 свай, готовы семь опор, развернуты работы на всех сухопутных участках. Всего планируется забить более пяти тысяч свай и установить 595 опор. Работа ведется в сложных погодных условиях. Вот сегодня из-за сильного ветра остановлены плавкраны, которые забивают сваи на морские глубины. На некоторых участках глубина их погружения превышает 90 метров. Это связано с толстым слоем илистого грунта, через который нужно пройти и закрепиться на плотном, надежном грунте. Для повышения сейсмостойкости опор сваи устанавливаются не только вертикально, но и под углом.
Интересуемся судьбой опоры, в которую недавно врезался турецкий сухогруз. Инцидент, напомним, произошел 19 марта при проходе судна через Керченский пролив в Азовское море. Сухогруз вышел за правую бровку Керчь-Еникальского канала и врезался в опору строящегося рабочего моста. В результате столкновения с судном была повреждена опора рабочего моста № 2 (три сваи опоры № 80 рабочего моста были загнуты). В управлении федеральных автодорог "Тамань" тогда отметили, что это не повлияет на ход строительства и его сроки. Как пояснил Роман Новиков, поврежденную опору восстановят примерно через месяц.
- Работы по монтажу пролетных строений ведутся в плановом порядке, - говорит он. - Сегодня дошли до 63-й опоры моста, а до конца мая будет восстановлена и 80-я. Чтобы впредь исключить подобные случаи грузоперевозчиков обязали пользоваться лоцманской проводкой.
Пока ехали по косе Тузла, видели готовые к погружению стальные трубчатые сваи. А рядом штабелями лежали другие металлические и железобетонные конструкции, изготовленные на открывшихся в здешних окрестностях заводах или привезенные из разных российских регионов.
- Вся страна работает на этот мост, - продолжает Новиков. - Это действительно всенародная стройка.
Ведется она в окружении двух морей: справа гигантскую стройплощадку омывает Азовское море, а слева - Черное, причем дельфины подплывают практически к самому берегу, не обращая внимания на рабочий шум.
- Это свидетельствует о том, что дельфины чувствуют себя прекрасно, - говорит заместитель генерального директора инженерного центра "Мосты и тоннели" Глеб Васнецов. - В перспективе для снижения шумовой нагрузки на подъездах к мосту запланирована установка шумозащитных экранов и высадка около 1,5 тысячи деревьев в шахматном порядке.
По словам Васнецова, в ходе проведенных перед строительством исследований были обнаружены восемь видов краснокнижных растений и два вида краснокнижных земноводных, которые были переселены на компенсационный участок в аналогичную среду обитания.
- Свыше трех тысяч растений были переселены на территорию Запорожского заказника, где нет антропогенного влияния не только от строительства, но и от населения, - сказал Васнецов. - А для сохранения циркуляции воды в Керченском проливе решено оставить протоку между косой Тузла и островом. Таким образом, мы сохраним естественную экосистему между черноморской и азовской частью.
На островной части косы Тузла когда-то жили рыбаки, на лето сюда на отдых приезжали дети рабочих крупного керченского завода имени Войкова. Но рыбачьи хижины и летние домики давно стоят брошенными и от времени практически разрушились.
Как выяснилось, все это в ближайшее время будет сноситься, а на освободившейся территории, возможно, появится инфраструктура для обслуживания будущего моста, представляющего собой два параллельно идущих перехода - автомобильный и железнодорожный. Автомобильный строители обещают сдать в декабре 2018 года, а железнодорожный - в 2019-м.
- Мы укладываемся в утвержденный график, - уверяет директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив Леонид Рыженькин. - Мы готовы и быстрее работать, но погода не позволяет. Вот и сегодня, как вы видите, - ветер, шторм. По погодным условиям полноценных рабочих дней в году выходит всего около 250, но график утвержден с учетом штормовых дней. Несмотря на погоду, работа не прекращается ни днем, ни ночью, если не в море, то на суше. Сейчас общее число строителей составляет свыше 2200 человек. Темпы будут наращиваться по мере мобилизации подрядных организаций, когда на объекте одновременно будут трудится до 3,5 тысячи человек.
На строительство одной опоры уходит от одного до трех месяцев. Первой появилась строительная конструкция под номером 173 - это практически центр будущего автомобильного моста.
- На нее ушло 400 тонн металлоконструкций и 250 кубометров бетона, - поясняет Рыженькин. - Согласно проекту, прошедшему госэкспертизу, мост в Крым встанет на 595 опор. Для их устройства предстоит забить более 5,5 тысячи свай.
Видео- и фотокорреспонденты спешат зафиксировать все вокруг: уже понятно, что эти кадры войдут в историю, летописцем которой здесь стал даже кот по кличке Мостик. Год назад, еще крошечным котенком он поселился на контрольно-пропускном пункте при въезде на стройку и вскоре стал ее своеобразным талисманом. Мостиком или котом Моста назвали его рабочие, зарегистрировавшиеся от его имени в социальных сетях и размещающие там любопытные фото. Только в Instagram у Мостика сейчас 2,5 тысячи подписчиков. За год он вырос, превратившись в симпатичного рыжего котяру. Его друзья-строители говорят, что подыскивают для своего подопечного подружку, особо приглядываясь к невестам с крымского берега.
Вернувшись на берега Тамани, мы узнали, что здесь уже началась "подготовка к торжествам" по случаю пуска Керченского моста. Так, одно из крупнейших в России местное винодельческое предприятие "Фанагория" заложило эксклюзивное вино "Крымский мост", выпуск которого будет приурочен к официальному запуску движения через пролив.
- Пока вино для будущей коллекции зреет в двух огромных емкостях из нержавеющей стали - отдельно "Каберне-Совиньон" и отдельно "Саперави", - поясняет винодел Роман Ткачук. - В этих емкостях вино будет выдерживаться в течение года, затем его перельют в бочки, а после купажа разольют по бутылкам для дальнейшей выдержки.
Напиток обещает стать уникальным, как и сам мост. В проекте принимают участие несколько виноделен Кубани и Крыма, причем каждое предприятие изготовит по 19 тысяч бутылок коллекционного вина, что символично, ведь протяженность будущего моста составит 19 километров.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"
Снимки кота Керченского моста по кличке Мостик