Полноту представленных сведений, если это потребуется, может проверить прокуратура. Еще раньше ее проверяют кадровые службы госорганов. Достоверность информации о доходах и имуществе проверяется через регистрирующие органы: машины проходят через ГИБДД, недвижимость - через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей в коммерческих предприятиях, участие в их руководстве - через Федеральную налоговую службу.
Расхождения реальных доходов с задекларированными время от времени обнаруживаются. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в непрозрачном обогащении. Когда же такое случается, к нарушителям могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Например, почти половина деклараций о доходах, предоставленных в 2014 году должностными лицами, как сообщал журналистам руководитель администрации президента Сергей Иванов, содержала ошибки и несоответствия. Из-за этого были отправлены в отставку несколько губернаторов. Думские коммунисты предлагают за это даже привлекать к уголовной ответственности. Они считают, что перечень лиц, обязанных декларировать доходы, должен быть расширен: в него, по их мнению, надо включить всех госслужащих, а также руководителей госкомпаний и их заместителей.
За искажение или предоставление недостоверных сведений о доходах теперь стали наказывать и самих депутатов (раньше - только чиновников). За это их могут лишить мандата. То же самое - за открытие счетов в иностранных банках и пользование иностранными финансовыми инструментами. Госдума озабочена не только доходами-расходами парламентариев и госслужащих. Она постоянно декларирует намерение избавляться от депутатов, уличенных в незаконном предпринимательстве. Первым за совмещение законодательной деятельности с ведением бизнеса был лишен мандата депутат от "Справедливой России" Геннадий Гудков. Затем думская Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах рассматривала дела пятерых единороссов - Ивана Демченко, Адама Делимханова, Владислава Резника, Олега Лебедева и Андрея Скоча. Подозрения в отношении их были сняты. Но власть и бизнес в России по-прежнему в тесном соседстве. Рядовые российские граждане хорошо понимают, почему кто-то, попав во власть, не расстается с бизнесом. Общественное мнение давно прониклось убеждением, что кресло чиновника или депутатский мандат конвертируются в капитал. Согласно опросам Левада-Центра пребывание на государственных должностях считают высокодоходным 24 процента россиян, депутатство - 26 процентов. Тут с чиновниками и депутатами не могут сравниться даже поп-звезды (21 процент) и бизнесмены (15 процентов).
По данным того же Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемым госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все. А с другой стороны, граждане уже не очень интересуются, сколько зарабатывают большие начальники. Достаток важных персон таков, что просто не укладывается в голове российского обывателя.
Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания госслужащим наконец-то удалось регламентировать. Все "протокольные" подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью. Насколько серьезны намерения власти пресекать незаконное обогащение отдельных своих представителей? Об этом общество может судить по тому, сколь решительно или щадяще применяются санкции к нарушителям закона о контроле над расходами чиновников. Закон действует с 1 января 2013 года. Он предполагает декларирование крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций. Госслужащий обязан предоставлять сведения обо всех расходах, превышающих общий доход его или его супруги по основному месту работы за три года до заключения сделки. Представлять декларацию о расходах должен каждый госслужащий и каждый чиновник независимо от их ранга. Если в ходе проверки обнаружится дисбаланс между приходным и расходным "ордерами", от чиновника потребуют объяснить, откуда он взял средства, а суд будет вправе обратить в доход государства незаконно приобретенную собственность.
Не проработав в бизнесе ни дня, многие российские чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет. Потому-то и теряется интерес к материальному положению чиновников. Хотя сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 процентов респондентов, даже не очень доверяя публикуемым данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, отвечают: надо. Но это имеет смысл лишь тогда, когда обнаруженные несоответствия между доходами и расходами тоже становятся достоянием гласности и как минимум требуют объяснений.