За неделю до Пасхи (1 мая в 2016г.) православные верующие отмечают сразу два удивительных праздника с поразительно глубоким смыслом - Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Позади сорок дней Великого поста, впереди Страстная неделя, а между ними два дня, когда мы задумываемся над тем, что есть жизнь, смерть и что бы мы сделали, если бы получили жизнь во второй раз. А еще о природе власти и предательской неверности людской. В народе всегда с великой радостью праздновали и Лазареву субботу, и Вербное воскресенье, и вовсе не потому, что, устав от долгого сорокадневного поста, получали на эти два дня послабления. Да, на Лазареву субботу разрешалась рыбная икра, которая в оные времена не была такой роскошью, причем ставили на праздничный стол именно икру неслучайно. Ну а в Вербное воскресенье можно было съесть и рыбу. Про Вербное воскресенье - народное название праздника Вход Господень в Иерусалим мы поговорим завтра, а пока о том, что такое воскрешение мертвого, чем оно отличается от воскресения из мертвых и зачем нам дана жизнь. И пусть крохотная рыбья икринка прояснит нам смысл жизни.
Что она? Зародыш жизни. Много их, икринок, и только из некоторых разовьется красивая сильная рыбина. Что наша жизнь? "Ешь, пей, мужчина, женщина"? Заботы? Мечты? Ближние и дальние цели, пусть и благородные? Нет, не это главное. Лазарь, которого сегодня мы называем праведный Лазарь, то есть святой, получив жизнь во второй раз, заботился уже не о сиюминутном, не о земном - о жизни будущей, о Царствии Небесном. Известно, что после того, как Иисус его воскресил, Лазарь прожил еще 30 лет, стал епископом Китиона (о. Кипр), но потом, как и все люди, умер. Это было воскрешение мертвого, своего рода реанимация, возвращение уже умершего к его земной жизни, к его собственному телу, к его личностным качествам. Только Иисус воскресил умершего Лазаря не через несколько минут или часов после его смерти, а через четыре дня, когда Лазарь "уже смердил", поэтому часто уточняют "воскрешение четырехдневного Лазаря". То есть сегодня мы вспоминаем воскрешение. А вот через неделю, на Пасху, мы будем говорить о Воскресении Христа. О том, что Своим крестным подвигом и смертью, а затем и воскресением, Иисус Христос преобразил человеческое естество, открыл путь воскресения нам, людям. Что это будет - Воскресение из мертвых? Восстановление физических тел людей в новом состоянии, и произойти оно должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока". Залогом грядущего воскресения мертвых и является Воскресение Христа, Пасха. Христос Воскрес, значит и всем нам открыл путь к жизни вечной.
И вот, для того, чтобы подчеркнуть, что смерть не властна над Богочеловеком, за неделю до Пасхи Церковь и устанавливает праздник, напоминающий нам, как Иисус вернул к жизни уже смердящего "четырехдневного Лазаря". События воскрешения Лазаря изложены в Евангелии от Иоанна настолько психологически точно, все детали поведения участников произошедшего показаны так зримо, ярко и достоверно, что невольно начинаешь ощущать себя очевидцем чуда. Читая, ты чувствуешь боль сестёр умирающего Лазаря - Марфы и Марии. Вместе со всеми недоумеваешь: "Почему Господь, Всесильный, медлит? Лазарь болен! Лазарь вот-вот умрёт!" Понимаешь смущение и робость учеников Иисуса, предостерегающих: "Не ходи в Иудею (а Лазарь с сестрами жили там)! Тебя хотели там побить камнями, а Ты туда возвращаешься? Ну, пожалуйста, хотя бы не иди туда днём - опасно!" Поражаешься готовности Фомы безоговорочно следовать за Христом, куда бы Тот не пошел - не зря тебя, Фома, прозвали "Близнец"! Восхищаешься: какая горячая вера живёт в Марфе! Но тут же, готов вместе с Марией, упрекая, воскликнуть: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!" Вера и неверие, надежда и страх обмануться в своих ожиданиях чуда - миг, и всё смешалось, и уже Марфа останавливает Иисуса: "Господи! Не надо открывать гробницу: ведь Лазарь четыре дня, как погребён, там смердит!" И всё-таки ученики слушаются Иисуса, и всё-таки они - веря и не веря одновременно! - отодвигают камень гробницы, и ты, вместе с ними потрясенно слышишь властный призыв Господа: "Лазарь, выходи!" Призыв, звучащий сквозь тысячелетия, призыв, услышанный в иных мирах. "Лазарь, выходи!" И безмолвная фигура, обвитая погребальными пеленами, на пороге пустого склепа. "Развяжите его, пусть идет…"
Есть ещё одна деталь, которая не меньше чуда воскрешения поражает всех, когда-либо читавших Евангелие от Иоанна. Это слёзы Христа. Из Евангелия мы знаем, что Лазарь был другом Иисуса. Но ведь Христос - Бог, Он знает, Он уверен, что сумеет воскресить уже умершего, Он ведь потому и медлит, говоря про болезнь Лазаря, что она "не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий". Спаситель намеренно творит чудо воскрешения публично, прилюдно, не таясь. Тогда, когда чудо воскрешения сверхочевидно. Причём не думая, какой опасности Себя подвергает. И вот, зная, что Лазарь будет воскрешён, Иисус плачет! Бог плачет! Зная, что смерть Ему подвластна, Он плачет над умершим! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает Своему другу Лазарю! Этот момент евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Бог Иисус Христос потом Сам принял Крестные Страдания и Смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви.
Итак, Евангелие от Иоанна, глава 11, стихи с 1 по 45. "[В то время] был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". Услышав это, Иисус сказал: "Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий". Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился".
После этого Он говорит ученикам: "Пойдем снова в Иудею". Ученики сказали Ему: "Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?" Иисус отвечал: "Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем". Сказав это, говорит им потом: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его". Ученики Его сказали: "Господи! Если уснул, то выздоровеет". Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: "Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему". Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: "Пойдем и мы умрем с Ним".
Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог".
Иисус говорит ей: "Воскреснет брат твой". Говорит Ему Марфа: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". Иисус сказал ей: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?" Она говорит Ему: "Да, Господи! Я верую, что Ты - Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий". Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: "Учитель здесь и зовет тебя". Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице - плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат".
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: "Где вы положили его?" Говорят Ему: "Господи! Иди и посмотри". Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: "Смотри, как Он любил его". А некоторые из них сказали: "Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?"
Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: "Возьмите камень". Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: "Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже". Иисус говорит ей: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?" Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня".
Сказав это, Он воззвал громким голосом: "Лазарь, выходи!". И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: "Развяжите его, пусть идет".
Этот призыв Христа: "Лазарь, выходи!" звучащий в день Лазаревой субботы в храмах, обращен и ко всем нам. Выходи, оставив пелены суетного и сиюминутного, сделав шаг из пещеры, гробницы земных забот. Кстати, вы догадались, почему сегодня упоминают и крохотные рыбьи икринки? C праздником! Завтра у нас Вербное воскресенье.