Сейчас оно составляет 25 биткоинов. Каждые 10 минут их получает один из участников системы то в одном, то в другом конце Земли.
Их называют майнеры (от англ. miner - рудокоп), и они подтверждают транзакции между владельцами биткоин-кошельков. То есть одновременно поддерживают работоспособность системы и обеспечивают строго размеренную эмиссию новых биткоинов. А для этого держат огромные вычислительные мощности, целые контейнеры с процессорами. Чтобы окупить всю эту технику, нужны большие деньги.
Майнинг - бизнес специфический. Сначала первые "монетки" можно было зарабатывать на обычном ПК, потом на нескольких, слегка "разогнанных". Но тогда и биткоин не стоил почти что ничего. Этот "гаражный" уровень рынок майнинга давно сменил на промышленные масштабы. Согласно статистике биткоин-сервисов, выручка майнеров составляет около 1,5 миллиона долларов в сутки при объеме транзакций свыше 100 миллионов.
Сейчас за генерацию нового блока майнер получает около 11 тысяч долларов. Его задача - подобрать код к партии транзакций, ожидающих подтверждения. Подбирать его все сложнее, и в конкуренции майнеров побеждает тот, у кого процессор "больше". А каждые четыре года бонус майнера в биткоинах сокращается. Незаурядный основатель биткоина решил уподобить свое детище золоту - по мере его добычи запасы уменьшаются, и в среднем каждую следующую тонну благородного металла извлекать все труднее, каждый грамм золота становится все дороже.
Значит, на необычном рынке майнеров будет всплеск слияний и поглощений. А еще через четыре года, когда будут сгенерированы очередные 210 тысяч блоков, вознаграждение майнеров снова сократится, потом еще и еще, пока, наконец, не составит меньше одного биткоина в 2032 году. Рано или поздно это приведет к контролю над системой со стороны какой-то группы майнеров, которая тогда получит возможность манипуляций биткоинами.
А вот курс биткоина из-за уменьшения предложения "денег" при стабильно растущем спросе с июля может начать расти. К тому же в последнее время, как отмечает Wall Street Journal, в отдельные периоды курс биткоина начинает выглядеть стабильнее курса золота, и если так пойдет и дальше, криптовалюта может использоваться уже не только как средство расчетов, но и для сбережений.
Но к июлю биткоин, вероятно, уже будет в России вне закона. Как он вне закона в Китае. Минфин собирается внести в Госдуму законопроект об уголовном наказании за обмен криптовалюты на рубли - за это будет грозить до семи лет, даже больше, чем дают за мошенничество. По оценке управляющего партнера юридической фирмы Артема Толкачева, в стране десятки тысяч человек время от времени используют в расчетах биткоин, в основном для трансграничных переводов - так гораздо быстрее и дешевле, чем через банковские каналы. Еще одна потенциальная ниша для криптовалют - микроплатежи, например, в соцсетях, потому что минимальная комиссия, которую взимают за них платежные системы, сравнима с размером самих переводов.
Транзакции в системах криптовалют абсолютно прозрачны, но сами владельцы виртуальных кошельков совершенно анонимны. И нельзя, как это делало ФБР, когда ему нужно было вскрыть планшеты подозреваемых в терроризме, потребовать что-то от производителя. У криптовалют нет администратора, жаловаться некому, спрашивать тоже не с кого, "рубильника" нет, хотя система имеет открытый код. В этом особенность технологии распределенных реестров. Похоже на идеал анархистов, и ни одному государству такое нравиться не может.
Хотя сам Банк России с прошлого года в специальной рабочей группе под руководством зампреда Ольги Скоробогатовой изучает и криптовалюты, и другие способы применения технологий распределенных реестров (блокчейн). Не только не ставит на этом направлении крест, но, напротив, хочет его поддержать, а вчера даже объявил о создании в своей структуре специального Департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов. Перспективы огромные, и не только в финансовой сфере: выборы, реестры прав, госуслуги... При использовании блокчейн ничего нельзя украсть и подтасовать, транзакционные издержки близки к нулю. Крупнейшие банки и IT-гиганты всерьез экспериментируют с этим, российские банки могут создать свой консорциум по таким разработкам.
Вот только запрет криптовалют развитию финансовых технологий может навредить, единодушны участники рынка. "Не надо забывать, что вряд ли без биткоина кто-нибудь обратил бы внимание на технологию блокчейн, - говорит председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. - Собственно, единственная система на ее основе, вокруг которой есть реальные деньги, это как раз биткоин, и запрещая его, мы нарушаем естественное развитие всего направления блокчейн". При этом если операции с биткоином станут уголовно наказуемыми, это сделает невозможным легальное коммерческое использование криптовалют, а все, кто хотел использовать их в противоправных целях, будут делать это и дальше, считает Артем Толкачев. "Это усугубит проблемы, с которыми государство связывает криптовалюты, - мы получим полную криминализацию этого рынка", - убежден он.
Есть ли альтернатива запрету? Можно следовать примеру развитых стран, в которых отношение к криптовалютам в основном настороженное, но при этом власти пытаются втянуть операции с виртуальными деньгами в правовое поле. Контролировать можно места пересечения виртуальных валют и реальных денежных средств - обменники и магазины, которые их принимают, уверены эксперты.
"В других областях, поскольку биткоин пока слишком "маленький", на нынешней стадии достаточно "мягкого регулирования" - наблюдения, взаимодействия с участниками этого рынка, чтобы понять, куда он движется. И если окажется, что не в то русло, вот тогда можно его запретить. Риски ведь понятные - биткоин, как и другие платежные инструменты, может использоваться для отмывания денег, для финансирования преступности и чего угодно, но сейчас, повторюсь, жесткие меры к криптовалютам принимать преждевременно, они все-таки не представляют опасности в силу своего небольшого распространения. Во всяком случае, биткоин в тысячу раз менее опасен для экономики России, чем доминирование наличных денег", - делает вывод эксперт. К тому же любые запреты, прямо связанные с конкретными технологиями, сказываются на развитии инноваций, стартапы будут просто уходить в другие юрисдикции.