По мнению экспертов, именно такой навязчивый сервис, когда страховщики в ряде регионов отказывались заключать договор ОСАГО или при его заключении требовали от клиента в нагрузку застраховать жизнь и здоровье любимой тещи или тому подобное, и послужил стимулом для массового появления фальшивых "автогражданок". Ну а практически двукратное повышение стоимости полисов стало последней каплей в чаше терпения автолюбителей. Напасть приобрела столь угрожающие размеры (по данным Российского союза автостраховщиков, количество "липовых" полисов перевалило за 1 миллион), что принято решение с 1 июля этого года ввести в оборот новые бланки ОСАГО. 21 апреля их продемонстрировали общественности.
"Одна из причин роста количества поддельных полисов ОСАГО - повышение с апреля 2015 года базовых тарифов в среднем в 1,5 раза. Вторая причина - низкая грамотность населения в части страхования, вследствие которой потребители приобретают полисы несуществующих компаний, - рассказала "РГ", гендиректор "Независимость-Финсервис" Наталья Жильцова, - правда, некоторые идут на такой шаг осознанно, рискуя нарваться на большой штраф, а в случае ДТП ущерб придется возмещать из своего кармана. Подпитывает теневой рынок и труднодоступность легального страхового сервиса в регионах, где в силу высокой убыточности ОСАГО страховщики присутствуют лишь номинально. Распознать поддельный полис сложно. Он также имеет номер, подписи и печати".
"Проблема поддельных полисов не всегда связана с желанием сэкономить, - готов поспорить начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин, - зачастую полис оформляется не в штаб-квартире, а в региональном отделении страховой компании по пути на работу или заказывается с доставкой в офис. Такие полисы один в один как настоящие, с квитанцией об оплате с печатью страховщика. Несколько лет назад подобным образом я получил абсолютно легальный, но незарегистрированный у страховщика полис КАСКО с чеками. Компания, принимая во внимание все предоставленные документы, произвела выплату по страховому случаю, но еще полтора-два месяца я был свидетелем по делу о мошенничестве".
Перелом в этой ситуации, считает эксперт, может наступить, если появится единый реестр страховых полисов, где каждый клиент может получить необходимую информацию по своему полису КАСКО или ОСАГО.
"При приобретении полиса рекомендуется проверить его на официальном сайте Российского союза автостраховщиков", - советует автовладельцам адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов "Де-Юре" Антон Пуляев.
Ситуация с фальшивыми полисами типична для многих российских городов.
Так, в марте в Питере подсчитать, сколько фальшивых полисов попадется на дорогах, взялись активисты движения "Нет поддельному ОСАГО". Только за один день при помощи сайта Российского союза автостраховщиков было выявлено десять ненастоящих документов. Конкретную цифру по городу эксперты назвать затрудняются, однако считают, что в Северной столице ситуация чуть лучше, чем по стране в целом. "В Петербурге, скорее всего, доля поддельных полисов ОСАГО в обращении ниже, это связано с уровнем культуры и финансовой грамотности населения. Но и для петербургских компаний рост числа фальшивых полисов стал довольно серьезным фактором: весь страховой рынок находится сейчас в сложной ситуации, а основные драйверы рынка - ОСАГО и ДМС", - комментирует президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич.
По словам специалиста, в ближайшее время доля подделок серьезно не вырастет, но проблема останется - "в пять минут такие вопросы не решаются". При этом в Петербурге известны случаи, когда по одному и тому же делу проходили около 30 пострадавших. Но мошенников чаще найти не удается, как и вернуть деньги.
В Свердловской области, по данным полиции, резкий рост числа выявленных поддельных полисов ОСАГО начался с середины прошлого года. По данным регионального управления МВД России, в 2015 году было возбуждено около трех десятков уголовных дел по статье 327 УК РФ (Подделка документов, подразумевает максимальное наказание - лишение свободы сроком до двух лет). При этом в госавтоинспекции сообщили, что реальный объем фальшивых полисов на руках автовладельцев намного больше, однако перед ведомством не стоит задача проверять предъявленные на проверку бланки ОСАГО на подлинность.
"Инспектор на дороге обращает внимание только на сам факт наличия полиса, - отметила начальник отделения пропаганды управления ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Татьяна Бердникова. - По федеральной базе данных они "пробиваются" только при совершении регистрационных действий с машиной, например, при постановке на учет. В этом случае о факте обнаружения фальшивки мы сообщаем в полицию. За три месяца нынешнего года в полицию было передано 20 таких дел".
Информацию о том, что выявленные факты - лишь вершина айсберга, подтверждают и страховщики. Более точных данных нет: компании не рвутся обнародовать реальные объемы отказов в выплатах, опасаясь подмочить репутацию: появление на рынке поддельных или "зеркальных" бланков означает, что сбытом документов "на сторону" занимается кто-то из своих.
Как отмечает руководитель уральского отделения РСА Вячеслав Тарасов, большинство автовладельцев, приобретающих поддельный полис, знает на что идет. За сумму 500-1500 рублей, в разы отличающуюся от реальной, человек покупает возможность избежать штрафа за езду без "автогражданки". И лишь примерно каждый десятый обладатель "липового" полиса попадается на удочку мошенников.
В Госавтоинспекции Новосибирска затруднились назвать конкретное число случаев мошенничества с полисами, ссылаясь, что они попадают в общее число подделок. Громких разоблачений нелегальных торговцев тоже не было. В то же время, по данным председателя комиссии по обеспечению работы служб аварийных комиссаров Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Оксаны Косицкой, в Сибири за 2014-2015 годы количество случаев выявления поддельных полисов ОСАГО выросло в три раза.
Подделка полисов ОСАГО и их сбыт, по мнению страховщиков, - хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги. Правда, эксперты затрудняются оценить объем нелегального рынка. Во-первых, нет полной картины, во-вторых, конечная стоимость поддельных полисов очень отличается: кто-то продает их за одну тысячу рублей, кто-то дороже.
"На мой взгляд, существует четкая зависимость между практикой использования поддельных полисов и деятельностью так называемых автоюристов. Нередко они оказываются на месте ДТП раньше сотрудников ГИБДД и сразу предлагают автовладельцу деньги. Как правило, они платят небольшую сумму, но автовладельца подкупает то, что это происходит сразу. Однако в результате сумма заплаченных автовладельцем налогов может в несколько раз превышать размер полученных от автоюристов средств. Впоследствии мы получаем письма от клиентов с просьбой разобраться в ситуации, ими же созданной", - говорит руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахование" Денис Макаров.
Спасет ли ситуацию введение новых бланков ОСАГО? На время - да. Мошенникам, чтобы подделать свежий бланк, необходимо время. По мнению экспертов, полисы ОСАГО нужно переводить в "цифру". И присмотреться, как выкрутились из аналогичной ситуации в ЕС. "В Европе такой вопрос был решен системно еще более 10 лет назад, когда обязательные виды страхования были переведены в социальную среду обеспечения граждан. В странах ЕС из официального дохода гражданина вычитаются страховые отчисления на автомобильное страхование, что бывает предусмотрено Трудовым договором либо законодательством. Но к нашей действительности такая система не применима. Ведь в России у множества людей остается заработная плата в конвертах, - рассказал "РГ" старший вице-президент по развитию телематики компании Meta System Алексей Шипулин. - Если рассматривать практику добровольного страхования в Европе, то там все страховые посредники: агенты, финансовые институты, даже станции технического обслуживания работают в единых системах обмена электронной информацией по совершенным операциям. Человек, приобретая услугу, всегда может удостовериться в качестве продукта и тем более в легальности операции".
По мнению экспертов, для России может сработать подход, аналогичный существующему при страховании туристов, выезжающих за рубеж. То есть полис виртуально или на бумаге заводится на каждый автомобиль за символическую плату, скажем, тысячу рублей. Но при наступлении страхового случая его надо будет активировать, доплатив оставшуюся сумму, которая рассчитывается, как и сейчас, исходя из возраста и стажа водителя, мощности двигателя, наличия ДТП в предыдущем году и, возможно, количества или суммы выписанных ранее штрафов и т.д. Хотя уже сейчас понятно, что эта идея вызовет яростный протест страховщиков: сборы от ОСАГО составляют весомую долю бюджета компаний, а большинство водителей все-таки ездят аккуратно.