Введение новых правил объясняют необходимостью обновления автомобильного парка. Предполагается, что увеличенный транспортный налог будут взимать как с компаний, так и с обычных граждан.
Сроки эксплуатации автобусов и грузовиков минфин не уточняет. В уведомлении о подготовке проекта, который опубликован на портале раскрытия информации, отмечается лишь, что речь идет "о транспортных средствах, имеющих большой срок эксплуатации и высокий уровень выбросов вредных веществ".
Повышая налог на старый транспот, государство действительно может стимулировать их владельцев, а это в основном компании, занимающиеся перевозками грузов и пассажиров, к обновлению автопарка, отмечает эксперт Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, партнер "Делового фарватера" Роман Терехин.
Но нужно учитывать, что доля транспортного налога в расходах на приобретение и содержание транспортных средств составляет менее одного процента. Она слишком мала для того, чтобы собственнику решить - ремонтировать или отправить на свалку и купить новую, полагает Терехин. Основные затраты автоперевозчиков заключаются в расходах на топливо - до 30-40 процентов, лизинг - до 20 процентов и техническое обслуживание - также порядка 20 процентов. Вот эти факторы действительно влияют на решение об обновлении, но в условиях кризиса и труднодоступного кредитования расставаться со старой техникой даже при повышенном налоге будет невыгодно.
По словам Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства "Автостат", сейчас единых норм транспортного налога в России нет. Вопрос находится в компетенции регионов, которые устанавливают налог с варьирующимися ставками. Налоговый кодекс, напомним, допускает изменение ставок в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, или их экологического класса. Но решение, использовать это право или нет, каждая территория опять же принимает самостоятельно.
Добавим, что, по данным "Автостата", парк автобусов насчитывает 391,2 тысячи единиц. Из них 44,9 процента - старше 15 лет. Парк грузовых автомобилей достигает 3,7 миллиона единиц. На долю машин, срок эксплуатации которых превышает 15 лет, приходится 65,2 процента.