Екатеринбург первым, три года назад, пошел по стопам столицы. Сейчас в городе 2307 парковочных мест; только автоматизированная система платежей обошлась казне в 18 миллионов рублей, более 60 миллионов - цена 120 паркоматов, на обслуживание которых ежегодно выделяется еще плюс 47 миллионов. По идее, эти затраты должны компенсироваться платой за парковку, однако эти взносы превратились в "добровольные": платить или нет - вопрос совести автовладельцев. Если в прошлом году парковку оплачивали около 80 процентов автовладельцев, то сейчас ситуация зеркальная - платят только 20 процентов, очевидно, "соль земли" - самые социально ответственные и совестливые граждане.
Причина - в безнаказанности: штрафы за неоплаченную парковку не налагаются, так как региональный минтранс и МВД не могут договориться о взаимодействии, об использовании базы данных автономеров, без которой автовладельца не опознать и, следовательно, не привлечь.
- С февраля 2016 года свердловское управление ГИБДД перешло на федеральную базу персональных данных. Чтобы областное министерство транспорта имело механизм привлечения к ответственности за неоплату парковки, оно должно иметь согласованный с федеральным ведомством механизм передачи персональных данных водителей. Мы готовы помочь министерству в короткие сроки решить этот вопрос, - обещал на правительственном совещании начальник региональной ГИБДД Юрий Демин.
Но не прошло и месяца после обещания, как на просьбу предоставить доступ Свердловский облминтранс получил однозначный отказ из Москвы без объяснения причины; министерство намеревается искать выход из создавшейся ситуации, сообщили в региональном правительстве.
- С чего бы неведомым и, возможно, нечистым на руку чиновникам получать доступ к базе персональных данных? - интересуется автоюрист Андрей Мякитин. - Это, по закону, прерогатива полиции.
Устройство московских парковок неоднократно обсуждалось в суде - оспаривался порядок их размещения, механизм установления платы, пока Верховный суд не подтвердил их законность. "Парковочные" судебные баталии ведутся также в Казани, Екатеринбурге... Московский юрист Александр Хаминский считает, что цивилизованный выход есть:
- Подобные ситуации возникают из-за отсутствия единых правил по регулированию парковок в городах. Считаю, что принятие соответствующего федерального закона сможет решить данную проблему.