Логическим их продолжением стало постановление правительства "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Оно предполагало, что при наличии двух и более производителей, выпускающих лекарство в России и странах - членах Таможенного союза, зарубежные компании к торгам по его закупкам для госнужд допускаться не будут. Такое же постановление было принято в отношении определенного перечня медицинских изделий.
"Общественность встревожена подорожанием лекарственных средств и медицинских изделий, - заметил на "круглом столе", проведенном в Совете Федерации, председатель Комитета по социальной политике Валерий Рязанский. - Есть большая потребность, чтобы лекарственные препараты, медицинская продукция изготавливались на отечественных предприятиях с применением новейших технологий".
"Снижение импортозависимости в сегменте фармацевтической и медицинской промышленности сегодня - один из приоритетов развития отраслевой промышленной политики государства, - прокомментировал процесс, идущий на фармрынке, замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб. - Исходя из задач, которые поставил президент, до 90 процентов жизненно важных лекарственных препаратов должно производиться в России. Объем инвестиций в новейшие производства превысил 100 миллиардов рублей со стороны российских и зарубежных компаний. Все ключевые технологии производства лекарственных препаратов, как синтетической, так и биотехнологической природы, есть в России. Мы активно развиваем технологические компетенции в стране и поддерживаем те сегменты, где есть возможность снижения импортозависимости".
По итогам 2015 года уже до 70 процентов препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), производятся в нашей стране. А по некоторым позициям отечественные лекарства заместили импортные аналоги почти на 100 процентов. Однако есть и определенное противодействие этим трендам, отмечает председатель экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике Виталий Омельяновский. Импортозамещение не должно носить характер кампанейщины, а стать системным процессом, считает он. Это позволит перераспределить до 15-20 процентов средств в рамках регионального льготного лекарственного обеспечения и направить их на дополнительные закупки нужных лекарств.
Конечно, потребитель заинтересован в том, чтобы отечественные лекарства, которые заменяли импортные, не уступали им по качеству и были бы дешевле. Качество могут обеспечить лишь стандарты GMP (надлежащей производственной практики. - Ред.), на которые все российские фармпредприятия должны были перейти еще в 2014 году. Однако пока еще далеко не все они получили соответствующие заключения. Да и сам инспекторат, который должен провести проверку и выдать такое заключение, находится в процессе становления.
Другой важный механизм, который позволит реализовать стратегию импортозамещения, - локализация производств ведущих зарубежных фармкомпаний в России. Первый ее этап практически завершен, построено немало новейших производств. Теперь на повестке дня - углубление локализации, переход от стадии упаковки препаратов и трансфера технологий к производству полного цикла, включая производство субстанций - сырья для выпуска лекарств.
Многие до сих пор считают, что импортные лекарства по определению лучше отечественных. Однако это мнение уже можно считать устаревшим. Произведенные на современном оборудовании по инновационным технологиям персоналом, обученным по высоким международным стандартам, наши лекарства все увереннее занимают свое место и на внутреннем рынке, и на рынках других стран.