Господин Мариани, вы были инициатором проекта резолюции, в которой французскому правительству рекомендуется отменить санкции против России. Чем руководствовались?
Тьерри Мариани: Конституция Пятой республики дает право действующему правительству определять повестку дня Национального собрания. Однако раз в полгода оппозиция имеет возможность представлять на рассмотрение депутатов свои предложения. У нас это называется парламентской "нишей". Этим и воспользовалась наша фракция партии "Республиканцы". Я составил текст резолюции. В чем особенность? Впервые французский парламент рассматривает вопрос санкций. Правда, резолюция, будь она одобрена, не станет иметь обязывающую силу для правительства.
И вот еще что замечу. Социалисты во власти оказались в сложном положении. С одной стороны, когда встречаются с российскими партнерами, как это было с министрами экономики и сельского хозяйства Эмманюэлем Макроном и Стефаном Ле Фолем в ходе их визитов в Москву, они высказываются за отмену санкций. Во Франции же говорят: да, мы против санкций, но во всем виноват Евросоюз. Однако это не так. Достаточно, чтобы правительство одной страны-члена ЕС высказалось против, и санкции были бы заблокированы. И у Франции есть средства это сделать. Проблема в политической смелости пойти на такой шаг.
Так что депутаты-социалисты оказались перед лицом явного противоречия. Ведь они не могут постоянно объяснять фермерам, которые пострадали от российского ответного эмбарго на их продукцию, что они против евросанкций, и одновременно поддерживать эти ограничительные меры, навязанные ЕС, не проголосовав вместе с нами.
В резолюции перечисляется немалый вред, который был причинен не только сельскому хозяйству Франции, но и другим отраслям экономики, поставив под вопрос ряд совместных двусторонних проектов.
Тьерри Мариани: В целом эти санкции бесполезны. Под каким предлогом Брюссель их ввел? Чтобы якобы разрешить украинский кризис. Что мы видим сегодня? Киев упорно не вносит изменения в свою Конституцию, что было прописано в минских договоренностях. Ситуация парадоксальная: украинцы не выполняют взятые на себя обязательства, а под санкциями ЕС продолжает находиться Россия. Ведь яснее ясного, что эти санкции совершенно бессмысленны и направлены против страны, которая не отвечает за создавшуюся на Украине ситуацию. Санкции также контрпродуктивны, ибо бьют по Франции, по всем европейским странам, по России. Евросоюз оказался в положении, как у нас говорят, "поливальщика, который сам себя окатил водой". Все европейские крестьяне, и наши, и немецкие, и прибалты теряют многие сотни миллионов евро. Французские промышленники в этих условиях утрачивают позиции на огромном и перспективном российском рынке, чем пользуются конкуренты из других, в частности, азиатских стран.
В какой степени дух резолюции отражает настроения французов?
Тьерри Мариани: Все больше моих соотечественников отдают себе отчет в том, что на санкциях следует поставить крест, что они никак не повлияли на обстановку на Украине. Страна в тяжелом положении, она почти потеряла управляемость.