Ради соблюдения хронологической точности, в этом году - 1 мая. Пасха и время - удивительная тема, над которой задумывались и поэты, и богословы, спасибо, Марат, за вопрос. Начнем с того, что слово "пасха" происходит от еврейского глагола "песах", означающего буквально "проходить мимо, миновать". Как рассказывает книга "Исход", входящая в Ветхий Завет, празднование Песаха или, как мы произносим по-русски "Пасхи", было установлено Самим Богом Отцом перед исходом израильтян из Египта в ознаменование избавления евреев от египетского рабства и спасения еврейских первенцев от руки ангела-губителя. Бог повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца (ягненка) косяки дверей. Это был знак, увидев его, ангел-губитель проходил мимо, и дети были спасены.
Память об этом событии и отмечали евреи в день Песаха, Пасхи. Праздник всегда считался самым важным у израильтян, его дата тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день нисана - первого месяца библейского года, или седьмого по гражданскому летоисчислению. Нисан выпадал на март-апрель по нашему, солнечному, календарю. Напомню, что еврейский календарь исчислял время по луне.
Естественно, что Иисус тоже отмечал этот почитаемый праздник. Свою последнюю ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями. Вот как об этом рассказывается в Евангелии от Луки: с наступлением вечера Иисус отправился в Иерусалим и в приготовленной по его указаниям горнице возлег с апостолами за трапезою. "И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". То есть событие Воскресения Христа произошло после Пасхи ветхозаветной. Потому праздник Пасхи христианской ради соблюдения исторической точности должен праздноваться непременно после Пасхи иудейской. А говоря о Пасхе, которая должна совершиться в Царствии Божьем, Иисус подразумевает Пасху новозаветную, то есть Воскресение Христово. Как видите, ветхозаветная и новозаветная Пасхи разнятся не только датами, но и смыслом. Христиане тоже празднуют избавление от рабства, но избавление от рабства греху и диаволу. Тоже отмечают спасение, но спасение от вечной смерти через воскресение из мертвых.
Идем дальше. Путь на Голгофу, распятие, положение Иисуса во гроб приходились на пятницу. "День тот был пятница", - сказано в Евангелии от Луки. На следующий день жены-мироносицы "приготовили благовония и масти" и, так как была суббота покоя, ничего больше делать не стали. Само же Воскресение Христа происходит на следующий за субботой день. То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день и названный, кстати, так в честь великого события - Воскресения Христа.
Из апостольских постановлений известно, что и неделю Страстей Господних, и день Воскресения Христа отмечали уже с самых ранних времен. Причем дата празднования была определена после дня весеннего равноденствия, но не с иудеями, а позже них из соблюдения исторической правды. Возникающие споры о времени празднования христианской Пасхи прекратил Первый Вселенский собор в Никее (325 г. после Р.Х.), постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и после первого мартовского полнолуния. Поэтому праздник Пасхи бывает между 4 апреля и 7 мая по новому стилю. Русская православная церковь придерживается юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем. Но есть христиане, следующие григорианскому календарю. Календарную реформу Папы Григория (XIII в.) критикуют как раз за то, что при использовании этой системы летоисчисления происходит нарушение канонического правила празднования Пасхи христианской не ранее иудейской. Так, с 1851 по 1950 годы празднование Пасхи по григорианскому календарю опережало иудейскую Пасху 15 раз.
Для исчисления точного дня Пасхи по поручению Александрийского патриархата была создана специальная методика подсчета, так называемая Пасхалия, которая имеет свои математические формулы и свой цикл в 532 года. Задача Пасхалии совместить две абсолютно разные системы исчисления времени: принятую при жизни Иисуса и нашу. Они действительно разнятся - у иудеев даже ночь, к примеру, делилась не на 12 часов, а на 3 стражи.
Но почему так важно соблюсти историчность, хронологию последних дней земной жизни Христа? И тут, Марат, принципиальный момент. Надо понимать, что наши богослужения, и это особенно хорошо видно в дни Страстной недели и самого праздника Пасхи, не дань традиции, не обряд. Это большее - прорыв в вечность, в категории вневременные, ведь Бог вне времени. И конечная цель всего, что так или иначе связано с великим днем Воскресения Христова, конечная цель и календаря, и того, как мы постимся, как участвуем в богослужениях, конечная цель в нашем соединении со Христом. Но соединяясь с Господом, мы, одновременно, приобщаемся к вечности.
Кстати, знаком того, что мы соприкасаемся с вечностью, становятся знамения, которые посылает Господь нам в этот Светлый праздник. Замечу в скобках, что знамениями в Церкви называют чудесные события, служащие залогом особого Божьего присутствия в нашем мире. И одно из таких удивительных знамений - схождение благодатного огня в Иерусалимский храм Воскресения Христова. Этот храм накрывает своей кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой увидела Воскресшего Христа. Теперь давайте задумаемся, о чем свидетельствует тот факт, что благодатный огонь снисходит в храм Воскресения Христова накануне Пасхи, отмечаемой именно по юлианскому календарю?
Вокруг даты Пасхи строится весь церковный год: от нее зависит начало Великого поста, день праздника Входа Господня в Иерусалим, Страстная неделя. А еще Светлая неделя, следующая за Пасхой, и даты праздников Вознесения Господня и Троицы.
Больше того, Пасха становится той осью, вокруг которой движется не только один календарный год - столетия. "На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, - читаем у Бунина. - К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, - ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею". Это ощущение "дивного перелома", свершаемого в пасхальную ночь, знакомо каждому, кто хоть раз ждал Пасху, готовился к ней! И не важно, какой это день или век, главное - попадание в резонанс с Пасхой, творящейся там, в вечности.
Кстати, в знак того, что время подчинено Богу, сам праздник Пасхи длится не один день - сорок: так Церковь подчеркивает важность величайшего события - Воскресения Христа. Начинаясь торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье, праздник плавно перетекает в Светлую седмицу - первую неделю после Пасхи (2-8 мая). И вся Светлая неделя - как один день Светлой Пасхи, день, принадлежащий вечности, где "времени уже не будет". Богослужения праздника Пасхи и Светлой недели похожи, поэтому если вы не сумели выбраться в храм на Пасху, приходите туда в Светлую неделю. Церковные праздники тем и отличаются от праздников, учрежденных в память о событиях из нашей жизни, что они становятся своего рода порталами в вечность, мостами, соединяющими этот мир с миром горним. Временные отрезки, устанавливаемые человеком, всегда относительны. Но бывают дни, когда сама вечность входит в нашу жизнь, призывая благой вестью: "Христос Воскресе!" Призывая и ожидая нашего ответа.
Когда и зачем освящают яйца, куличи и пасхи
Ювелирные пасхальные яйца тоже освящали, как мы освящаем к Пасхе крашеные яички. Хотя слово "освящение" употребляется здесь не точно. После окропления святой водой в субботу накануне Пасхи ни яйца (даже и от Фаберже), ни куличи, ни буженина святынями не становятся. Именно поэтому можно спокойно выбрасывать скорлупу пасхальных яиц и шкурки от "освященной" буженины в мусор. В отличие от таких действительно освященных предметов, как кусочки просфоры и ветхие части икон, их принято уничтожать, сжигая в церковной печи. В случае пасхальных яиц и прочей снеди речь идет о благословении пищи. Такое же благословение, только уже не на еду, а на радование наших глаз, получали шедевры ювелиров. Раньше это никого не удивляло: получить Божье благословение, что может быть правильнее. Благословлять праздничную снедь начинают после Божественной литургии в Великую субботу (30 апреля), для тех, кто не успел, благословление продолжится после ночной Пасхальной службы.