28.04.2016 22:35
Культура

Режиссер Оливер Хиршбигель снял фильм о покушении на Гитлера

Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (6961)
Читать на сайте RG.RU

"Взорвать Гитлера", режиссер Оливер Хиршбигель

В 2004 году немецкий режиссер Оливер Хиршбигель снял "Бункер" - впечатляющую историю падения Третьего рейха, действие которой почти полностью сосредоточено в берлинском бункере, где укрылись Гитлер с Евой Браун и еще несколькими людьми. Фильм был основан на известной книге "До последней минуты", которая представляет собой воспоминания личного секретаря Гитлера Траудль Юнге. Неудивительно, что картину Хиршбигеля хвалили за дотошность, достоверность и точность психологических портретов - все это заслуга не только режиссера, но и автора литературной первоосновы.

Минкультуры увеличит долю российского кино в прокате

"Бункер" имел успех во всем мире, был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", после чего перед Оливером Хиршбигелем оказалась открыта дорога в Голливуд. Однако первый же англоязычный блокбастер - ремейк классического триллера о нашествии инопланетян "Вторжение" - был провальным с коммерческой точки зрения. Еще хуже вышла история с его следующей американской картиной "Пять минут рая", которая собрала в кинотеатрах США смехотворные 15 тысяч долларов. После этого Хиршбигель успел попробовать себя на телевидении, после чего в 2013 году снял в Британии фильм о последних двух годах жизни принцессы Дианы. Но картина "Диана: История любви" вызвала лишь уничижительную реакцию критиков в Великобритании.

Поэтому неудивительно, что после многочисленных провалов Хиршбигель вернулся в родную Германию, где спустя 11 лет попытался вновь сделать то, что принесло ему мировую известность - фильм о Гитлере. Но если "Бункер" концентрировался на финале нацистской Германии, то события "Взорвать Гитлера" описывают 1939 год. И в центре внимания здесь не Гитлер, а Георг Эльзер, который в ноябре 1939-го предпринял попытку убийства фюрера. Помня о том, что принесло успех "Бункеру", Хиршбигель строит свою новую картину не как увлекательный коммерческий экшен, а как тягучее погружение в сердце тьмы. Большая часть хронометража тут - не наполненная саспенсом история подготовки к покушению, а то, что случилось после неудачной попытки убийства фюрера. Ничего хорошего, понятно, с Эльзером не произошло - в гестапо Эльзера зверски пытают, выбивая сведения о несуществующих сообщниках. От пыток Эльзер спасается во внутренней империи воспоминаний - Хиршбигель щедро разбавляет мрачную картину застенков гестапо флэшбеками, из которых становится понятно, как у героя зародилась ненависть к нацизму и почему он выбрал для себя мученическую смерть.

"Взорвать Гитлера" сложно назвать шедевром, однако следует признать, что для режиссера, много лет уничтожавшего свою репутацию, это кино - уверенный шаг к тому, чтобы вернуть доверие зрителей.

Мировое кино