Напомним, что решение о введении повышающего коэффициента для нарушителей было и в поручении президента. Однако еще в прошлом году Российский союз автостраховщиков начал исследовать эту возможность. Они рассматривали зависимость количества страховых случаев от совершения таких нарушений, как выезд на встречную полосу, превышение скорости, заезд за стоп-линию.
По данным РСА, совершение пяти подобных нарушений в год влияет на статистику убытков страховых компаний. То есть с высокой вероятностью такой нарушитель рано или поздно попадет в аварию. Далее количество ДТП в зависимости от количества нарушений начинает заметно расти. Поэтому страховщики предлагают установить для водителей, совершивших от 5 до 9 грубых нарушений в год, повышающий коэффициент 1,86, то есть поднять стоимость страховки на 86 процентов.
По данным РСА, такое повышение может коснуться 5,5 процента автовладельцев. Причем 4 процента из них совершали более пяти правонарушений в год.
Для тех, кто совершил от 10 до 14 нарушений за год, предлагается установить коэффициент 2,06. Нарушителям, у которых накопилось от 15 до 19 нарушений, коэффициент составит 2,26. От 20 до 24 нарушений - коэффициент 2,45. От 25 до 29 нарушений - 2,65. От 30 до 34 - 2,85. Тем, кто совершил более 35 нарушений за год, придется умножить стоимость полиса на 3,04.
Предполагалось, что уже летом этот коэффициент появится в расчете стоимости страховки. Однако уже видно, что его принятие отодвигается на осень. Специалисты обсуждают не столько сам размер этого коэффициента, сколько принцип его применения. То есть выставлять его за количество совершенных нарушений или за совершение тяжких нарушений. Или за количество совершенных тяжких нарушений. Понятно, что нарушение правил парковки - не самое опасное нарушение. Во всяком случае оно редко становится причиной аварии. Однако штрафов за это нарушение выписывается очень много и не всегда законно.
Вторая новация в ОСАГО, которая уже одобрена Центробанком, - новый способ начисления коэффициента бонус-малус - скидка за безаварийную езду. Сейчас он зачастую вызывает головную боль как у страховщика, так и у страхователя.
Например, коэффициентов может быть несколько, если у автовладельца несколько автомобилей. При этом страховщики чаще применяют не минимальный из них, а тот, который наступил после завершения действия последнего договора. Возникает путаница.
В результате РСА уже с 1 января запустит новую систему присвоения этого коэффициента. Он будет присваиваться, что важно, не страховой компанией, а РСА. Причем не с момента заключения договора, а с начала календарного года. Если по истечении календарного года не было убытков по договору ОСАГО, коэффициент снизится на 0,5. Если убыток был, то на следующий год коэффициент вырастет. То есть коэффициент будет привязан не к договору страхования, а непосредственно к человеку.
При этом предусмотрен переходный период. Так, если у человека не было происшествий ни по одному из полисов ОСАГО, ему будет присвоен один, но самый минимальный коэффициент. Если водитель совершил аварию и принес убыток по любому из полисов за последний год, то ему будет присвоен повышенный коэффициент.
Юридическим лицам будет присваиваться один коэффициент на весь парк автомобилей. И если хоть одна машина попала в аварию по вине водителя компании, коэффициент вырастет для всего парка.