По данным Росстата, прибыль в 1,793 триллиона рублей получили 31,4 тысячи организаций, тогда как убытки на 779 миллиардов рублей понесли 17,5 тысячи предприятий. Положительная разница (прибыль минус убытки) превысила триллион рублей.
Больше всего неудачников в розничной торговле, авторемонте, в добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, строительстве и недвижимости.
По мнению директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, сейчас темпы увеличения доли убыточных предприятий даже замедлились. А это говорит о том, что отечественная экономика немного адаптировалась к новым условиям.
Как отмечает заведующий Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов, "ничего другого в нынешних условиях и быть не могло. Если снижается ВВП, то совершенно естественно, что растет доля убыточных предприятий. А в условиях снижения мировых цен на сырье понятно, почему проседают те или иные отрасли. В первую очередь добыча углеводородов. Да и падение доходов населения сказывается на снижении продаж автомобилей и другой техники, что бьет по обрабатывающим отраслям. Отсюда же стагнация в строительстве и на рынке недвижимости.
Штрафы могут отменить
В Госдуму внесен законопроект, который предлагает заменить административные штрафы для малого и среднего бизнеса на предупреждение. Но только в том случае, если нарушение было совершено впервые.
Насколько действенным окажется такое послабление, пока непонятно. "Хотелось бы более кардинального решения вопроса, особенно в сфере налогообложения, - говорит Николаев. - Неплохо было бы вообще освободить от любых налогов даже не малый, а микробизнес - тех же индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд". Впрочем, по его словам, в законодательной инициативе есть и нюансы. Например, не получится ли так, что если в первый раз всех будут прощать, ограничившись предупреждением, то нарушать законы начнут повсеместно.
В свою очередь Смирнов считает, что избавление от наказания - вещь хорошая, только если первичные нарушения не связаны с причинением вреда здоровью и жизни потребителей. В этом случае наказание должно быть неотвратимым.