"В постоянной экспозиции в здании на улице Валдемара действительно больше не представлены русские художники. Их полотна находятся в хранилищах, и они выставляются на разных выставках. Было принято концептуальное решение, что это здание посвящается только латышскому искусству, а остальные будут представлены в Рижской бирже", - заявила директор музея Мара Лаце.
Между тем Николай Рерих был тесно связан с Латвией. В 30-х годах в Риге действовало общество друзей музея Рериха. Именно с его деятельностью связано появление в республике десятков картин Рериха, позже попавших в художественный музей и ставших его гордостью.
Не угодил латышским искусствоведам и известный русский художник Николай Богданов-Бельский, перебравшийся после революции в Латвию и творивший в этой республике два десятилетия. Его картины теперь также не будут экспонироваться в залах музея.
Следует отметить, что собрание русских живописцев латвийского национального художественного музея является богатейшим в Прибалтике. В его фондах хранятся полотна Ивана Айвазовского, Карла Брюлова, Ореста Кипренского, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Василия Сурикова, Ильи Репина, Владимира Маковского. Отныне они также не имеют шансов попасть в экспозицию музея.
Решение Латвийского национального художественного музея вызвало волну недовольства среди искусствоведов и общественных деятелей республики. Многие из них обвинили администрацию музея в варварстве и дикости.
"Идея создания культурного гетто лично мне претит. Русские художники Латвии - не преступники. Если сравнивать работы русских и латышских мастеров - видно, что они жили в одно время, мучились одними художественными идеями и их картины не несут какого-то определенного национального отпечатка", - так прокомментировал исключение нелатышских авторов из экспозиции латвийский журналист Владимир Дорофеев.