Пока над Москвой в четком строю проходила мощь и слава российской авиации (руководившие движением самолетов и вертолетов диспетчеры сидели в Спасской башне), залитый солнцем липецкий аэродром был пуст, тих и спокоен, как школьный двор в праздничное утро. В дальнем конце необъятной стоянки дремали несколько истребителей с зачехленными кабинами. Техники сидели в домиках, у которых были припаркованы велосипеды.
Из-за поворота ЗиЛ вытащил на буксире МиГ-29. В кабине истребителя вертел головой техник в синем комбинезоне, второй с земли руками показывал водителю, как и куда рулить. Выворачивая колеса, грузовик закатывал истребитель на место. Самолет поворачивался неохотно и прямо становиться не желал. Когда техник на земле махнул рукой и ЗиЛ, вздохнув тормозами, остановился, из стеклянной будочки командного пункта инженеров вышел седеющий подполковник и произнес: "Поближе поставь, крыло снесут..."
- Круг почета, - скомандовал техник, залезая в кабину грузовика. Тот вздохнул и потащил истребитель вокруг стоянки - парковаться заново. А слева, далеко и высоко над взлетно-посадочной полосой в небе появилась черная точка. Она росла, блеснул свет посадочных фар. Выше за ней появилась следующая. Это заходил на посадку резерв - по одному самолету каждого типа, участвующего в параде. В авиации все делается с запасом - резерв взлетает вместе с парадной группой, сопровождает ее в точку сбора, готовый прямо в воздухе заменить забарахлившую в последний момент машину. Лишь проводив товарищей в парадный строй и убедившись, что все в порядке, резерв возвращается на базу.
- Для парада отобрана лучшая техника: четыре многофункциональных бомбардировщика Су-34, два тяжелых командных истребителя Су-30СМ, пара сверхманевренных Су-35, два фронтовых бомбардировщика Су-24 и четверка штурмовиков Су-25. Подготовка к вылету началась за несколько часов: уже заправленные топливом самолеты осмотрели, проверили, добавили необходимых жидкостей и газов, опробовали на земле и проводили в полет, - рассказал авиационный инженер Евгений Доваль.
По бетону пролетели большие черные тени. Над головами с ревом пронесся ромб из МиГ-29 и по красивой дуге ушел в бездонную синь. По традиции, возвращаясь с парадов, липецкие летчики садятся не сразу, а проходят раз-другой над аэродромом в красивом строю.
Самолеты садились один за другим. Сбросив в конце полосы тормозные парашюты, рулили на стоянку. Аэродром наполнился движением и звуком. К прилетевшим самолетам один за другим ехали пузатые заправщики, люди катили оранжевые лестницы, несли приборы и кабели. По асфальтовой дорожке вдоль бетона гурьбой, оживленно разговаривая, шли опутанные ремнями подвески летчики с круглыми шлемами в руках. Впереди шагал старший лейтенант Андрей Бородачев, командир Су-24. Это был его первый парад.
- Такой красоты не видел нигде! Останкинскую башню заметно издалека… Новостройки, стадион "Динамо" - мы основные ориентиры выучили заранее. Красную площадь оставили немножко справа - из соображений безопасности… 40 километров над Москвой прошли минут за шесть, над площадью были секунд шесть, не больше, - рассказал пилот бомбардировщика.
Для участия в параде отобрали лучшие самолеты и лучших летчиков. Конкурс был, как в хороший вуз. Кандидатов с подходящими навыками прогнали через центрифугу отборочных полетов, оставшиеся два месяца тренировались.
- Самолеты сейчас решают абсолютно все задачи. Это новшество очень важно для боя. Поэтому у нас в составе многофункциональные истребители и бомбардировщики. Строй "Тактическое крыло" скрывает состав группы, дальше ее участники могут решать поставленные задачи как по земле, так и по воздуху, - рассказал полковник Юрий Грицаенко. На Су-34 он возглавлял "Тактическое крыло".
Шестерка липецких Су-25 села в Кубинке: завершая парад, штурмовики распустили над Москвой многокилометровые дымы цветов российского флага.
Справка "РГ"
От Липецкого авиацентра в воздушном параде над Москвой участвовал Герой Российской Федерации, четыре Заслуженных военных летчиков РФ, 7 летчиков с квалификацией "снайпер", 34 летчика и штурмана первого класса.