Речь идет о поправках в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное указом президента более 10 лет назад.
Согласно поправкам в этот указ, ГИБДД добавляет себе полномочий и расширяет круг своей деятельности. Так, например, у ГАИ появится право участвовать в работе градостроительных и технических советов.
Ни для кого не секрет, что зачастую проектирование, а затем и строительство целых микрорайонов ведется без учета транспортной составляющей. А ведь построенные дома заселят люди, у которых есть машины. Этим машинам нужно где-то парковаться, им нужно иметь удобный подъезд к дому, а главное - возможность выехать из своего микрорайона на какую-нибудь магистраль. Весь этот новый поток транспорта должен быть заложен еще на этапе проектирования микрорайона. Чтобы потом не возникло неожиданных проблем, почему встала намертво та или иная дорога. Даже строительство небольшого бизнес-центра требует таких планов.
Ведь из таких мест сосредоточия офисов люди на своих автомобилях тоже должны куда-то выезжать.
Еще недавно повсеместное строительство торговых центров вдоль автомагистралей чуть не застопорило Москву. Каждый километр МКАД, каждый километр вылетных магистралей изобиловали торговыми центрами и рынками без мест для парковок, без полос замедления для въезда и ускорения для выезда с них. В результате все парковались прямо на магистралях. А те, кто собирался заехать внутрь, собирали огромные пробки. На борьбу с этим транспортным злом ушло более пяти лет.
Но что касается строительства жилых домов и микрорайонов, то все остается на том же уровне. Проектирование въезда-выезда и движения внутри - остаточный этап. Поэтому участие ГИБДД в этом процессе более чем актуально.
Надо сказать, что в этих поправках к документу ГИБДД не только приобретает дополнительные полномочия, но и избавляется от некоторых из них.
В частности, уже давно организация дорожного движения, установка знаков, светофоров и нанесение разметки - это компетенция местных властей - хозяев дороги. В поправках к положению о деятельности ГИБДД это лишний раз подтверждается. Не в их власти устанавливать знаки и организовывать движение.
Их главная задача - контролировать законность установки знаков. А также давать рекомендации по их установке. Эти задачи у ГИБДД сохранились в полном объеме. Согласно проекту у них появится возможность внесения предложений по совершенствованию дорожного движения и безопасности пешеходов. Но именно на уровне внесения предложений. В конечном итоге именно местным властям придется обеспечивать предложенные схемы.
Как поясняют эксперты, чтобы ГИБДД не выписывало предписаний по устранению нарушений при организации движения, лучше пусть она участвует в проектировании.
Еще одной важной функцией, согласно проекту, наделяется Госавтоинспекция. А именно на нее ложится выдача свидетельств о соответствии транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Речь идет о переделках в узлах и агрегатах автомобиля. Например, наиболее популярные изменения, которые вносят владельцы в конструкцию своей машины - превращение микроавтобуса категории D в категорию B. Делается это просто. Убираются "лишние" сиденья, появляется место для груза. Как бы автоматически автобус превращается в легковой автомобиль.
А водители маршруток, наоборот, пытаются прибавить сидений - по понятным причинам. И уплотняют ряды кресел в ущерб безопасности.
Еще одна распространенная переделка в автомобилях - установка ксеноновых фар, не предусмотренных заводом-изготовителем. Спору нет, такие фары светят ярче, однако ксенон-самоделка весьма небезопасен на дорогах. Такие фары слепят водителей встречных машин.
В документе, выставленном на обсуждение, обозначена еще одна функция ГАИ - выдача свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
Строго говоря, эту функцию ГИБДД выполняет и сейчас. Однако возложена она на нее была по принципу, что кто-то должен делать эту работу.
После вступления в силу указа ГАИ для полноценной работы в этом направлении потребуется разработать соответствующий административный регламент по оказанию такой госуслуги. Работа не из легких, зато потом не будет больше возникать спорных вопросов из-за недопонимания друг друга автовладельцем и инспектором.
Аналогичная история произошла и с проведением экзаменов на право управления транспортом, а также выдачей водительских удостоверений.
Напомним, что закон о безопасности дорожного движения и все подведомственные акты к нему, в том числе приказ министерства образования, утвердивший новые программы подготовки водителей, возложили на ГИБДД функции по проверке программ автошкол на соответствие нормам.
Также ГИБДД должна выдавать заключения о соответствии учебно-материальной базы автошкол этим самым программам. Но в положении о деятельности ГИБДД про это не было ни слова. Если документ будет принят в таком виде, то все эти функции будут закреплены за ГИБДД.
Также документ уточняет порядок назначения и увольнения руководителей региональных подразделений Госавтоинспекции, замещающих должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел. Речь идет о таких должностях, как заместитель министра МВД по такому-то региону - начальник ГИБДД. Или заместитель начальника МВД по такому-то региону - начальник ГИБДД. Согласно проекту они должны назначаться на должность и освобождаться от нее президентом России по представлению министра внутренних дел РФ.
Но с учетом мнения руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне. То есть Главного управления по безопасности дорожного движения МВД России.