В прошлом году машиностроительным предприятиям региона удалось увеличить объемы выпуска продукции до 4,5 миллиарда рублей (против 2,1 миллиарда в 2014-м).
- Причем рост был достигнут за счет не повышения цен, а освоения новых видов сельхозтехники и наращивания объемов производства, - отметил директор Алтайского кластера аграрного машиностроения ("Алтакам") Сергей Государкин. - Инвестиции в основной капитал предприятий кластера увеличились в семь раз: с 30,5 миллиона до 217,6 миллиона рублей. В 2014-2015 годах сельхозмашиностроители освоили выпуск 69 новых видов импортозамещающей техники, что и позволило удвоить объемы производства.
Такой рывок объясняется просто: крестьяне в нынешних экономических условиях массово пересаживаются на отечественную сельхозтехнику, которая в два-три раза дешевле импортных аналогов. Местные производители сеялок, веялок, плугов, борон не скрывают, что берут лучшие зарубежные разработки и на основе их делают свою продукцию, учитывая российскую специфику агротехнологий и совместимость с другой отечественной техникой.
Производят на Алтае и крупные машины. Кластер, в который входят восемнадцать из двадцати алтайских сельхозмашиностроительных предприятий, сегодня реализует три якорных проекта. Это, в первую очередь, сборка тракторов "Кировец" совместно с Петербургским тракторным заводом на базе его алтайского филиала. "Кировец" уже получил полный комплект алтайских шин, и моторный завод в Барнауле сейчас дорабатывает для него местные двигатели. Но из-за резкого увеличения спроса Петербургский тракторный завод сегодня не справляется с поставкой машкомплектов, чтобы загрузить сборочное производство на Алтае. "С одной стороны, хорошо, когда на рынке большой спрос на нашу технику, а с другой - мы уже не успеваем его удовлетворять", - прокомментировал ситуацию Сергей Государкин.
Еще один проект - производство современного посевного комплекса, которое предприятия кластера организовали на базе местного Агроцентра. По оценке специалистов, комплекс получился удачным и пользуется спросом у крестьян. Сейчас к его доработке подключились ученые Алтайского технического университета.
А вот третий якорный проект "Алтай-Полессе" по сборке комбайнов белорусской торговой марки "Полессе" оказался под угрозой срыва из-за утилизационного сбора. Напомним, что он был введен в России с 9 февраля 2016 года для дорожно-строительной, коммунальной, лесной и сельхозтехники. Чем больше мощность и старше техника, тем выше ставка сбора. По замыслу разработчиков, такая мера должна поддержать отечественных производителей за счет сокращения ввоза в страну поддержанной импортной техники и повышения спроса на отечественные аналоги. Но оказалось, что утильсбор больно ударил по совместным производствам.
- У нас все готово для начала выпуска комбайнов, но пока не решен вопрос о компенсации утилизационного сбора на белорусские машкомплекты, конвейер стоит, - пояснил руководитель Алтайского кластера аграрного машиностроения. - Беларусь - заграница, и если платить сбор, как за поставки из-за рубежа, то теряется экономическая целесообразность совместного производства. Стоимость комбайнов увеличится на 1,5 миллиона рублей. Надеемся, что в ближайшее время вопрос о компенсациях утилизационного сбора для таких производств будет решен, ведь это касается не только нас - сборка белорусской техники осуществляется и в других регионах России. Для Алтайского края совместный проект очень интересен: это и новые рабочие места, и выпуск машин, пользующихся спросом у крестьян. Двигатель для "Алтай-Полессе" наш моторный завод разработал хороший, так что белорусы готовы его использовать на основном производстве. А шинный завод начал выпускать три наименования покрышек для этого комбайна.
Между тем, по оценке экспертов, введение сбора скажется не только на совместных проектах, но приведет к удорожанию и отечественной сельхозтехники. Понижающие коэффициенты к базовому тарифу в 150 тысяч рублей предусмотрены только для новых маломощных колесных сельхозтракторов (при мощности от 30 до 90 лошадиных сил коэффициент варьируется от 0,4 до 0,7, то есть от 60 тысяч до 105 тысяч рублей). На всю остальную технику действуют повышающие коэффициенты. Так, для тех же новых колесных тракторов мощностью от 90 до 380 "лошадей" ставка сбора будет уже от 225 тысяч до 1,35 миллиона рублей. За такие же машины старше трех лет придется заплатить от 270 тысяч до шести миллионов рублей.
Правда, алтайские производители сельхозтехники пока не сильно обеспокоены введением нового сбора. Проведенный "РГ" опрос руководителей местных предприятий показал, что некоторые из них даже не слышали о нем. Другие надеются на компенсации и господдержку.
- Машиностроителей сейчас больше волнует резкое удорожание расходных материалов, - пояснил руководитель Алтайского научно-исследовательского института технологии машиностроения Сергей Омельченко. - За последние два месяца цена металла на рынке выросла на сорок процентов, а это половина себестоимости нашей продукции. Поэтому нам придется поднимать цены на технику и без всякого утилизационного сбора.
В таких условиях региональные власти рекомендуют производителям сельхозтехники активнее пользоваться господдержкой.
Виктор Мещеряков, начальник управления Алтайского края по промышленности и энергетике:
- На федеральном уровне действует комплекс мер поддержки - целевое финансирование инвестпроектов, компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидирование части затрат на проведение научно-исследовательских работ, целевые займы Фонда развития промышленности. Кроме того, в Алтайском крае предусмотрены гранты на поддержку инновационной деятельности, субсидирование до пятидесяти процентов затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования, субсидии сельхозпроизводителям на покупку техники в размере десяти процентов ее стоимости. Такие субсидии аграриям выплачивают из краевого бюджета, если они приобретают технику, произведенную на Алтае, - колесные "Кировцы" и посевные комплексы. Сейчас прорабатывается вопрос о включении в список "льготной" техники и зерноуборочных комбайнов "Алтай-Полессе", что повысит их конкурентоспособность на рынке.