В Законодательном собрании региона сообщили, что 26 апреля в областное законодательство внесены все необходимые изменения. Новые нормы будут распространяться на все правоотношения, возникшие с 10 февраля 2016 года.
На такие "радикальные" меры в правительстве региона пошли, вероятно, из-за крайне сложного положения Гукова. Осенью прошлого года шахтерский городок признан одним из четырех моногородов России, находящихся в непростой экономической ситуации. Его внесли в самую проблемную, красную зону списка моногородов.
Попытки оживить экономику региона предпринимались и в 1990-е, и в 2000-е годы, но переломить депрессивную ситуацию в городе пока не удалось. Еще в 2010 году власти начали формировать инвестиционную площадку. Однако к 2013 году реализация проектов, вошедших в комплексный инвестиционный план, была заморожена: руководители не смогли найти финансирование.
Сейчас в ТОСЭР готовы открыть свои производства около десятка компаний, говорят в правительстве. Известно, что это предприятия агропромышленного комплекса, производства стройматериалов, машиностроения, металлургии. Например, уже подписано соответствующее соглашение с предприятием "Стальные решения девелопмент Юг". В Гуково эта компания планирует построить завод по производству автоклавного газобетона мощностью около 1200 кубометров в сутки. Предполагается, что компания приступит к строительству в этом году, завод будет сдан в эксплуатацию к 2018 году. Объем инвестиций составляет около 1,5 миллиарда рублей.
Проекты будут проходить дополнительный отбор наблюдательной комиссии, в которую вошли эксперты правительства региона, администрации города Гуково, а также представители федеральных министерств и ведомств. Ключевое условие - в течение первого года инвестор должен вложить в реализацию проекта как минимум пять миллионов рублей и создать не менее 20 рабочих мест.
Требования не очень высокие. Однако, по словам экспертов, в нынешних условиях одних налоговых преференций мало.
- Сегодня крупный бизнес оказался отрезанным от мирового рынка капитала. А если нет денег на реализацию самого проекта, налоговых льгот может быть недостаточно. Отношения между контрагентами осложнились - арбитражные суды буквально завалены делами о банкротствах, взаимных финансовых претензиях. Я не представляю, чтобы в таких условиях находились крупные инвесторы, - говорит руководитель ростовской юридической фирмы Барей Нигматуллин. - Если получится, будет здорово, но я в этом отношении скептик.
По словам опрошенных "РГ" экспертов, налоговые льготы необходимы, но при этом нужно активнее развивать малый бизнес, а также возвращаться к добыче угля. Девальвация рубля сделала российскую продукцию конкурентоспособной, оживляется и местный рынок (например, увеличивает производство Новочеркасская ГРЭС, работающая на антраците). Но все это не очень надежно, на рынок в любой момент могут выйти демпингующие компании Донецкой и Луганской областей. И увеличение добычи тоже требует больших денег.
- Ростовской области невероятно повезло. Мало того что в регионе имеется более 6,5 миллиарда тонн разведанных балансовых запасов угля, он еще отличается высоким качеством. Более 90 процентов угля - дорогостоящий антрацит, востребованный на мировом рынке, - говорит глава компании "Донуголь" Александр Чевник. - Но после кризиса 1990-х годов объем инвестиций требуется большой. Сейчас сразу несколько компаний обанкротились, оставив после себя шахты в ужасном состоянии и многомиллионные долги. Чтобы реанимировать отрасль, нужны десятки миллиардов рублей инвестиций с возвратом как минимум через пять-семь лет. У людей, имеющих такие деньги, есть более удачные идеи для вложения капитала. Поэтому реализация "угольных" планов затягивается на неопределенное время.
Станислав Смагин, главный редактор Южного аграрного агентства:
- Большие проекты сегодня реализовать крайне сложно. Взять тот же сахарный завод в Ростовской области. В регионе производится огромное количество сахарной свеклы, она вся вывозится на Кубань. В Ростовской области климат подходящий, все хорошо. Но завод стоит несколько миллиардов. Сколько инвесторов заявлялись, но проект так и остался пока на бумаге. У российских компаний денег на реализацию нет, а западные "монстры" не хотят брать на себя повышенные риски.
Тем временем
По словам экспертов, за последние десять-пятнадцать лет Гуково потерял большую часть высококвалифицированных специалистов. "Синие воротнички" предпочитают работать в соседних крупных городах, таких как Новочеркасск или Ростов. А то и вовсе уезжают вахтой на реализацию крупных проектов на Кубани, в Сибири или Москве.