Другая статистика на ту же тему: около 18 тысяч чиновников разного уровня были привлечены в прошлом году к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов; 800 должностных лиц были уволены, из них 460 - в связи с утратой доверия. Такие цифры привел начальник Управления президента по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой, выступая на прошедшем недавно в Москве Евразийском антикоррупционном форуме "Правопорядок и коррупция". Уровень коррупции он оценил как "по-прежнему достаточно высокий". Но сказал, что есть "определенные робкие положительные результаты" - например, начал осуществляться контроль за расходами: в 2015 году прокуратура добилась взыскания в доход государства имущества более чем на 100 миллионов рублей, законность происхождения которого чиновники не смогли доказать. Основными направлениями антикоррупционной работы на ближайшую перспективу представитель президентской администрации назвал предотвращение конфликта интересов и необходимость довести "антикоррупционный импульс" до регионов.
Участники форума говорили, что правовые антикоррупционные нормы должны работать в обязательном сопряжении с моралью и этикой. Что понимать под последними двумя категориями, уже пытался разъяснить минтруд в своем проекте Кодекса этики и служебного поведения госслужащих и муниципальных служащих РФ. Согласно этому проекту, главными принципами чиновников должны стать гуманизм и патриотизм. А под этическим принципом понимается "требование, касающееся нравственной сущности человека, выработанное в моральном сознании общества или определенной социальной группе". К основным этическим принципам в документе отнесены общественное служение, законность, социальная ответственность, открытость и подотчетность, честность и беспристрастность. Кодекс предписывает чиновникам "верно и преданно служить интересам граждан, общества и государства", "избегать ситуаций, способных привести к возникновению конфликтов интересов, коррупционным и иным правонарушениям". Госслужащий обязан "не разглашать служебную информацию", "воздерживаться от публичных высказываний в адрес деятельности госорганов и их руководителей, если это не входит в его в должностные обязанности". Кроме того, чиновнику не следует использовать свое служебное положение и "средства материально-технического обеспечения" в целях, "не связанных с исполнением должностных обязанностей". Чиновнику также запрещается принимать "подарки и иные знаки гостеприимства и внимания, если это может скомпрометировать и повлечь возникновение объективных сомнений в его честности и объективности". В число этических принципов входит и "лояльность госслужащего", которую авторы документа определяют как "верность обществу, государству, служебному и гражданскому долгу".
Кодекс служебного поведения госслужащего, как и всякий документ такого рода, носит рекомендательный характер. Обязательность выполнения рекомендаций предлагается закрепить поправками к федеральным законам "О противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе РФ" и "О муниципальной службе в РФ".
На необходимость дополнить правовые антикоррупционные нормы этическими указал и Владимир Путин, когда в феврале этого года поручил подготовить предложения о введении присяги госслужащего и дисциплинарной ответственности за ее нарушение. С исполнением президентского поручения пока вышла заминка - нет единого мнения о том, следует ли вводить юридическую ответственность за нарушение присяги, которая не является должностной инструкцией, а призвана служить этическим регулятором.
Свод правил, регламентирующих поведение чиновничества, не раз пыталась принять и Госдума. В первом варианте текст кодекса был разбит на главы, названия которых напоминали современную перелицовку "Морального кодекса строителя коммунизма": "Ответственность", "Честность", "Справедливость", "Корректность", "Лояльность". Руководителю вменялось в обязанность "проводить воспитательную работу против коррупции и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости". А обращенный к нему же призыв "внимательно относиться к финансовым и иным трудностям сотрудников" был полон циничного юмора: делиться надо.
Даже если Кодекс этики и служебного поведения госслужащих и муниципальных служащих РФ, разработанный минтрудом, появится на свет, даже если госслужащие станут принимать присягу, это вряд ли приблизит российского чиновника к общемировому стандарту в понимании, что можно, а чего нельзя. Потому что общемировой стандарт базируется не столько на букве кодекса, сколько на его духе. На общепринятых нормах служебного поведения. И что самое важное, на подконтрольности власти обществу. На таком общественном климате, при котором чиновник, "забывший" в частной поездке заплатить за самолет или отдохнувший всей семьей на вилле какого-нибудь бизнесмена, моментально и навсегда становится для госслужбы персона нон-грата.