Последние события говорят о том, что ситуация не становится к лучшему, оценил глава государства. "К сожалению, она усугубляется, я имею виду ввод в действие в Румынии радиолокационной станции как одного из элементов ПРО США", - уточнил он.
"Мы уже много раз говорили о наших озабоченностях, предлагали сотрудничество, совместную работу с американскими партнерами, - напомнил Владимир Путин. - Все это было по сути отвергнуто. Нам предлагается не работа, а просто разговор на заданную тему: ничего конкретного, все делается в одностороннем порядке без учета наших озабоченностей. Это вызывает сожаление".
Также как и то, под каким предлогом это делалось и делается. "Вспомним, да? - предложил президент. - Еще несколько лет назад все в один голос наши оппоненты говорили, что система ПРО нужна нашим партнерам на Западе и в Европе и в США для предотвращения ракетных и ядерных угроз со стороны Ирана. Где теперь эти ядерные угрозы со стороны Ирана? Их нет. Сами США подписали договор с Ираном, были одними из инициаторов подписания". "На самом деле все правильно сделали, мы поддерживали эту позицию администрации США. Но угрозы нет! А создание системы ПРО продолжается", - отметил глава государства.
"И если, используя свои возможности в мировых СМИ, они еще могут ввести кого-то в заблуждение насчет того, что это не угрожает России, насчет того, что это исключительно оборонительные системы, то присутствующих здесь, за этим столом, на этом совещании, никто в заблуждение не введет", - подчеркнул Путин.
"Ничего подобного: это не оборонительная система, это часть ядерного стратегического потенциала США, вынесенная на периферию. В данном случае периферия - это Восточная Европа, - продолжил президент. - И люди, которые принимают соответствующие решения, должны знать, что жили они до сих пор спокойно, безбедно и в безопасности. Теперь, после размещения этих элементов ПРО, мы вынуждены будем подумать и о том, чтобы купировать угрозы, возникающие и в отношении безопасности РФ. Это первое".
"Это явное нарушение договора о ракетах средней и малой дальности", - считает глава государства. Потому что пусковые установки, которые будут размещаться в Польше после введения в строй РЛС в Румынии, могут быть легко использованы для ракет средней и малой дальности.
"Причем это переоборудование происходит в абсолютно очень короткие сроки и для нас действительно будет незаметно, что там происходит: мы даже не сможем это контролировать", - отметил Путин. "И это еще дополнительная для нас угроза после выхода в одностороннем порядке США из договора по ПРО, что явно было первым шагом к попыткам нарушить стратегический баланс сил в мире, - это будет второй удар по системе международной безопасности", - убежден он. Создание условий для нарушения этого договора вызывает дополнительные озабоченности, и не только России. "Думаю, что любой здравомыслящий человек и объективный наблюдатель не может не понять этого и не сделать соответствующих выводов", - уверен президент.
Размещение в Средиземном море системы Иджис, РЛС в Румынии, позиционный район в Польше - все это дополнительные шаги к раскачке международной системы безопасности и к старту для новой гонки вооружений, считает глава государства.
"Как мы уже с вами говорили, мы в эту гонку втягиваться не будем, мы будем идти своим путем, мы будем работать очень аккуратно, не превышая планов тех по финансированию, перевооружению армии и флота, которые у нас уже есть, - подчеркнул президент. - Но будем корректировать эти планы с тем, чтобы купировать возникающие для безопасности России угрозы".
"Мы много раз об этом говорили, предупреждали, но никто не хочет слушать, никто на наши просьбы о сотрудничестве на этом направлении должным образом, по-серьезному, на профессиональном уровне никто не реагирует, - продолжил Путин. - Ну что ж? Будем исходить из того, что есть, из тех реалий, которые складываются в мире в сфере обеспечения безопасности".
"И конечно, мы предпримем все необходимое с нашей стороны для того, чтобы обеспечить, сохранить этот стратегический баланс сил, который является самым надежным гарантом от возникновения крупномасштабных военных конфликтов, которые по своим последствиям, безусловно, ни в какое сравнение не идут с теми конфликтами в горячих точках планеты, о которых мы знаем", - сказал президент. "Вот этого мы допустить не можем и не допустим", - заключил он.
Затем перешли к повестке совещания - повышению мобилизационной готовности. В этом году была проведена комплексная оценка готовности заводов к выполнению заданий гособоронзаказа. Сделаны расчеты, насколько быстро предприятия смогут нарастить при необходимости производство военной продукции. И теперь нужно определить направление работы по повышению эффективности деятельности ОПК.
Вопросы, связанные с обеспечением стратегического баланса сил и безопасности России на фоне размещения элементов ПРО США, глава государства в тот же день обсудил и на оперативном совещании с членами Совбеза РФ. Состоялся также обмен мнениями по вопросам внутрироссийской повестки. Речь шла об экономике, не о выборах.
Ответ на размещение элементов ПРО США в Румынии и Польше будет военно-технический, современный и незатратный - действовать надо не по старинке, от обороны, а исходя из уязвимости противника, объяснил журналистам вице-премьер Дмитрий Рогозин. Нужно готовиться к различным сценариям. Уже к ноябрю будет разработана новая законодательная база, которая позволит максимально гибко, с минимальными издержками реагировать на конфликты.
Еще Рогозин рассказал подробности переноса первого пуска на Восточном. Кабель с дефектом попал в литерную ракету "мистическим образом". При переводе бумажной документации в цифровой вид не отметили необходимость пайки двух контактов. Дефект был устранен на всех кабелях кроме того, на котором был обнаружен. Космодром сработал на "пять с плюсом" - автоматика отменила пуск. Ситуация штатная, но причины ее вызывают массу вопросов: иначе как разгильдяйством это назвать нельзя, согласен с оценками вице-премьер. Урок усвоен, отрасли предстоит кадровая реформа, но "махать дубиной" не надо, считает Рогозин.