Силикатное стекло превосходит аналоги по прозрачности, оптике, теплостойкости, совместимости с различными покрытиями, однако до самого последнего времени авиастроители во всем мире использовали органику по одной лишь причине - она легче. Еще говорят, что силикатное стекло слишком хрупкое.
С обеими проблемами справились в московском НИИ технического стекла. По программе импортозамещения в институте началась разработка особого силиката: легкого и прочного. Благодаря новым технологиям варки и обработки стекла получены образцы, чья прочность в несколько раз превышает показатели легированной стали. Вес такого обтекателя, способного выдержать столкновение с двухкилограммовой птицей на скорости 900 км/ч, меньше, чем у классического фонаря кабины.
- С ростом скоростей возрастали требования по теплостойкости остекления, с которыми органическое стекло уже не могло справляться. Одновременно ужесточались оптические требованиями и требования по обзорности. Несколько лет назад в сотрудничестве с компанией "Сухой", Объединенной авиастроительной корпорацией была разработана новая технология по выпуску стекла для Т-50, - рассказал директор Технологического центра ОАК Юрий Тарасов.
Лобовое стекло ПАК ФА по площади почти вдвое превосходит фонарь МиГ-29, а из классического цилиндра оно превратилось в сложный 3D-объект. При этом весит оно намного меньше органики.
Достигнутые результаты дали толчок к оснащению подобным остеклением самолетов других заводов и КБ, входящих в ОАК. Появилась необходимость в замене органического остекления силикатным на самолетах Як-130, Су-35, МиГ-31, МиГ-35.
- После такой замены МиГ-35, например, впервые разогнался до 2000 километров в час, то есть стал летать в среднем на 40 процентов быстрее, чем любой другой самолет в мире, - рассказали в корпорации.
Многофункциональный истребитель Т-50 ПАК ФА отвечает всем параметрам самолета пятого поколения: он малозаметен, универсален, способен преодолевать звуковой барьер без форсажа, обладает сверхманевренностью. Антенны радаров и систем радиоэлектронной борьбы распределены по обшивке самолета, давая летчику круговой обзор и создавая вокруг машины непробиваемую электронную сферу. Шесть самолетов Т-50 проходят летные испытания с оружием, серийное производство истребителя начнется в 2017 году.
Истребитель пятого поколения Су-57