Учиться и переучиваться
Директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова отмечает, что в настоящее время трудности при подборе персонала испытывают 78 процентов предприятий. До 2015 года этот показатель не превышал 58. В числе барьеров между работодателем и кандидатом на вакансию - не только отсутствие необходимых знаний и навыков, опыта, личностных качеств и несоответствие зарплатных ожиданий соискателя тому, что предлагают на рынке.
- За последние годы изменилась не только система образования и требования к выпускникам вузов, но и психология людей, - подчеркивает Ирина Веретенникова. - Самые активные соискатели - это всегда люди молодые, вчерашние студенты. Но теперь родители стали гораздо больше заботиться о своих чадах, поэтому те чувствуют себя очень защищенными. После получения диплома многие могут целый год искать себя, а не место. Это и снижает ценность претендента для работодателя, когда они, наконец, встречаются.
Теперь главная цель каждой компании - повысить эффективность, а это значит, что к претендующим на вакантное место людям присматриваются гораздо внимательнее, нежели раньше. Зачастую обычным собеседованием при подборе кандидатов не ограничиваются, в ход идут и различные методики тестирования, и пристальное изучение аккаунтов в соцсетях. Важна лояльность человека к компании, его способности быстро схватывать информацию, приспосабливаться к новому и желание учиться.
Последний аспект директор института управления Белгородского государственного университета Виктор Захаров в характере современного специалиста называет главным.
- Теперь работодателю нужен не просто набор определенных компетенций сотрудника, - утверждает он. - Самое важное - это способность учиться и даже постоянно переучиваться. Совсем скоро многими видами деятельности будут заниматься роботы, а людям останется больше творческих и креативных сфер, которые потребуют не только новых знаний и навыков, но и желания их приобретать.
При этом, как отмечают эксперты, единого и универсального способа совершенствоваться нет. Это может быть как второе высшее образование, магистерские программы, так и множество онлайн-курсов. Главное - чтобы это было востребовано и повышало эффективность работы.
На край света
Эксперты рынка труда отмечают, что современные специалисты готовы ехать за работой куда угодно. И если раньше наблюдался отток кадров из регионов в Москву и Санкт-Петербург, то сейчас принципы миграции кардинально изменились.
- Налицо интересная тенденция: многие готовы перемещаться в другие регионы, - рассказывает старший менеджер белгородского рекрутингового агентства Ольга Дорофеева. - Помимо столиц, стали популярны Дальний Восток, Сибирь, Крым. Кроме того, в регион начали возвращаться те молодые специалисты, которые раньше уезжали в Москву и Питер.
Ирина Веретенникова считает эту тенденцию логичной. В столицу молодежь зачастую уезжала на год или два, чтобы поработать и набраться опыта. Бешеный ритм мегаполиса рано или поздно надоедает и изматывает так, что многие принимают решение вернуться. Если в Москве человек, по сути, "живет в метро", то в регионах у него остается время на семью, увлечения и друзей, и этими ценностями он не готов жертвовать ради карьеры. Однако возвращение на малую родину для многих не обходится без разочарований.
- Чаще всего соискателей из столиц не устраивает зарплата, - констатирует Ольга Дорофеева. - Наши работодатели не могут предложить столько, сколько платят там.
Впрочем, эксперты уверены, что трудовая миграция со временем станет еще интенсивнее, и готовность переехать в другой регион ради вакансии, естественно, приветствуется работодателем. Кроме того, как никогда популярной становится удаленная работа.
- Увеличение фриланса - еще одна заметная тенденция на рынке, - заявляет Ирина Веретенникова. - Люди готовы работать, находясь хоть на Бали, хоть у себя дома. Они понимают, что так можно выполнять все, что необходимо работодателю, и успевать жить. Сейчас вакансии для фрилансеров составляют 13 процентов. В первую очередь на таких условиях требуются IT-специалисты.
Плюсы удаленного сотрудничества очевидны как для работника, так и для его нанимателя. С одной стороны, не нужно обеспечивать человеку условия для труда, об этом он заботится сам, с другой - относительно свободный график и отсутствие затрат на ежедневную дорогу к офису и обратно.
Вся жизнь игра
Так или иначе, нынешним специалистам нужна хорошая мотивация для работы, и если раньше таковой называли высокую зарплату или большой соцпакет, то сейчас все изменилось.
- Современные молодые люди - это поколение игрек, - напоминает Ирина Веретенникова. - И они уверены, что работа должна быть похожа на увлекательную игру, только тогда человек будет на ней выкладываться.
Ольга Дорофеева добавляет: старшее поколение не понимает этого в принципе, для таких людей работа - необходимость, обязанность, но никак не развлечение.
- А от молодых соискателей мы только и слышим: "Это должно быть прикольно", - говорит она.
Если говорить в целом, то пока работодатели неохотно идут навстречу таким пожеланиям, предпочитая мотивировать сотрудников по-старому. Однако там, где эту тенденцию почувствовали, поиграть предлагают еще до собеседования. Ирина Веретенникова приводит в пример Сбербанк и сеть магазинов Leroy Merlin:
- Там прямо на сайте предложены игры для людей, претендующих на разные должности. К примеру, предлагают стать управляющим виртуальным магазином, и если "бизнес" не уходит в минус, то игрока приглашают на собеседование.
Рекрутеры уверены, что стремление к геймификации станет еще интенсивнее, а для работодателей на самом деле это достаточно выгодно. Человек, которому работа интересна, будет постоянно совершенствоваться. По словам Ольги Дорофеевой, мудрые руководители, которые это уже поняли, пошли на своеобразные уступки сотрудникам. В будущем, подчеркивает Ирина Веретенникова, так же поступят и остальные, ведь искренний интерес к работе и азарт зачастую могут дать гораздо больше прибыли, чем инвестиции в соцпакет или повышение квалификации.