Сегодня путь периодики от редакции до подписчика приходится оплачивать два раза, деньги отдают как за доставку, так и за транспортировку прессы. Это очень накладно, говорят авторы поправок в действующий Закон "О почтовой связи". Документом, который внесен в Госдуму, предлагается уточнить, что на самом деле входит в услугу подписки.
Но в министерстве связи считают, что никакой "двойной" платы не взимается, однако в законодательстве действительно существует некоторая неопределенность, которую необходимо урегулировать. "Цена доставки периодических печатных изданий складывается из двух составляющих. Первая - это стоимость транспортировки периодики от издателя или редакции до места, от которого осуществляется доставка распространителем подписчику, - пояснил "РГ" замглавы минкомсвязи Михаил Евраев. - Эту транспортировку редакция может осуществлять сама или привлечь транспортную компанию". Эти издержки, по его словам, не должны входить в стоимость договора подписки, так как это бы означало навязывание услуг издателю, который может заниматься транспортировкой самостоятельно. Вторая часть доставки - это стоимость доставки периодики от газетных узлов до подписчика, она как раз входит в договор подписки. "Так что речь идет о двух разных договорах - транспортировки и подписки", - настаивает замминистра. Это и необходимо закрепить в федеральном законе, чтобы исключить неоднозначные толкования. Это касается не только "Почты России", но и других распространителей, которые работают по Закон "О СМИ", поэтому важно внести изменения именно в этот закон, считают в ведомстве.
По словам главы комитета по информационной политике Госдумы Леонида Левина, внесенный законопроект предполагает, что работу по доставке печатных изданий будет определять правительственное постановление. Законодательными мерами только снимается неопределенность понятия "подписки", в частности, должен появиться прозрачный перечень составляющих подписку элементов. С принятием законопроекта антимонопольные органы и суды получат инструмент, исключающий диаметрально противоположные решения, которые имели место быть раньше.
Но не все так однозначно, говорят эксперты: "Получается, что издатели и те, кто доставляет прессу, будут судиться, а цена на газеты будет расти и подписка падать?". Сейчас в каждом регионе почтовики и издатели проблему решают сообща, договариваются на месте. Но при принятии поправок в старый закон не исключено, что правительству придется искать деньги на субсидии на доставку.При этом в Госдуме ко второму чтению уже готовится проект нового Закона "О почтовой связи". Будут ли там детально прописаны вопросы доставки?