18.05.2016 22:00
Культура

Каннский фестиваль исследовал пограничные области искусства

Французское кино призывает стоять прямо
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №106 (6974)
Каннский фестиваль исследует пограничные области искусства. Фильм Алена Гироди "Стой прямо" ломает все границы - чем и понравится гурманам. Он был первой из восьми (!) французских картин конкурса.
Читать на сайте RG.RU

Гироди известен по каннскому успеху "Незнакомца на озере" - о полной опасностей жизни ЛГБТ-сообщества, вынужденного прятать свою любовь от мира. В новом фильме тема развивается так причудливо, что самый толерантный зритель задастся вопросом: а это не пародия? Ее герой Лео - кинорежиссер в поисках себя. Обстановка - луга, пашни, пастбища, овец больше, чем людей. В этой человеческой пустыне Лео встречает пастушку и заводит с ней ребенка - без любви, но из любопытства к делу. Пастушка вскоре бросит и его, и ребенка, и Лео будет блуждать по пленэру в качестве кормящего отца. К нему проявит сексуальный интерес отец пастушки - дед его дитяти. Сам Лео чего-то неясного хочет от случайно встреченного подростка, но сближается с его престарелым отцом. Ни о каком эстетическом пограничье речи уже нет: все показано в натуре, крупно: процессы совокупления, извлечения ребенка из утробы и как квинтэссенция творческой смелости - сексуальный акт героя с умирающим старцем... Возможно, включением картины в конкурс Каннский фестиваль поет песню безумству храбрых, но при этом отмечает, что дальнейшее расширение доступных кино территорий граничит с маразмом.

Педро Альмодовар сотворил электронную слезовыжималку

Ужастик Оливье Ассаяса "Персональный закупщик" стал первым случаем свирепого "буканья" зала. Хотя там совершенно неотразима Кристен Стюарт в роли женщины, одержимой духами. По роду занятий она закупщица модных изделий для вип-персон, но в свободное от дел время видит нечто клубящееся, подозревая в нем усопшего брата-близняшку. Ассаяс хороший режиссер, школа чувствуется в каждом кадре. Но вся мощь артхауса, вся красота хорошей актрисы употреблены на соску-пустышку, и я хоть и не "букал", но разделяю разочарование публики.

Третий французский фильм, "Ма Лют" Брюно Дюмона, - сюрреалистическая комедия (в нашем прокате ее назвали "В тихом омуте"). Ма Лют - имя долговязого парня, он живет в пустынной местности атлантического побережья и принадлежит к семейству рыбаков, которые лакомятся человечиной. Есть полюбившая его девушка, и есть также пара полицейских - один очень толстый, другой очень тонкий. Действие происходит в начале ХХ века. И вот в такой атмосфере стали пропадать люди... Дюмон увлеченно осваивает новый для него жанр абсурдистской комедии, явно ориентируясь на старофранцузский стиль времен Жака Тати. Придумывает смешные приколы, азартно работает со звуком. Он верен своему принципу соединять профессиональных актеров с натурщиками. Среди профи выделяются Валерия Бруни-Тедески и Жюльетт Бинош в роли экзальтированной тетушки. Все актеры и неактеры обдуманно комикуют, каждый трюк отрабатывая на двести процентов. Но когда пройдет первое изумление от раскрывшегося перед тобою мира, действие начинает буксовать, смех в зале утихает. Будь картина на полчаса короче заявленных двух с хвостиком, цены бы ей не было. Но сюр заразителен. Когда выйдешь из зала, фестивальная толпа кажется продолжением фильма: те же контрасты в габаритах, те же платья с пелеринками и шляпки - цветочные клумбы. Наверное, общество с начала ХХ века не изменилось. И, возможно, точно так же поедает себе подобных.

Кстати

По подсчетам The Hollywood Reporter, на фестивале не менее пяти фильмов посвящены людоедству: кроме "Ма Лют", человечиной питаются в датском "Неоновом демоне", корейском "Поезде в Пусан", французской "Могиле" и американском "Большом добром великане". Опрошенные журналом деятели утверждают, что внезапный интерес к каннибализму обусловлен обострением классовых противоречий: богатые все активнее поедают бедных, ответил продюсер фильма "Ма Лют" Жан Бреа.

***

В российском павильоне на Каннском кинорынке прошла презентация фильма компании Art Pictures Studio "Притяжение", его снимает Федор Бондарчук по сценарию Олега Маловичко и Андрея Золотарева.

На Каннском фестивале появился рейтинг фаворитов

Проект представил его сопродюсер Дмитрий Рудовский. Это второй после "Обитаемого острова" фильм Бондарчука в жанре фантастики. Из показанного трейлера можно понять, что сюжет связан с появлением над спальным районом Москвы НЛО, который терпит бедствие и совершает аварийную посадку, сметая этажи, прямо на жилой массив. Остальное пространство трейлера занимают кричащие в ужасе люди и некие боевые действия - по-видимому, сил обороны.

Возникнут ли на экране сами инопланетяне, из трейлера неясно. Фильм снимается в формате IMAX в 3D, в ролях - молодые актеры Ирина Старшенбаум, Александр Петров и Риналь Мухаметов, из звезд - Олег Меньшиков. Бюджет проекта - 520 миллионов рублей, часть средств предоставил Фонд кино, остальная сумма складывается из банковского кредита и предпродаж картины, которую предполагается выпустить на экраны в начале 2017 года.

Раскрыть сюжет подробнее продюсер отказался: "Утечка в последнее время становится общим местом и не добавляет интереса к просмотру фильма".

Мировое кино