Круизный теплоход "Русь Великая" отправился из Самары 27 апреля, заходил в Саратов, Волгоград, Ейск и пришвартовался в Керчи на три дня. Здесь туристов ждали увлекательные автобусные экскурсии - на выбор в Севастополь, Ялту, Феодосию, Судак, Новый Свет и Бахчисарай.
Как рассказал исполнительный директор круизного флота "Русич" Антон Нешатаев, круиз в Крым оказался очень востребованным - билеты на него полностью продали еще в январе. На сентябрь компания снова планирует 26-дневный круиз в Крым, только с отправной точкой в Москве. На него выкуплено около 75 процентов мест.
- Круиз в Крым - уникальный, ведь он выполняется на теплоходе смешанного типа "Русь Великая", имеющего возможность зайти в прибрежные части Азовского, Черного и Каспийского морей. Это единственное судно подобного класса в России, рассчитанное и на реки, и на море.
Но в Крыму у команды судна и у туристов возникли сложности. По словам Антона Нешатаева, теплоходу не разрешили зайти в порты Феодосии и Севастополя, и туристам пришлось ехать в Севастополь из Керчи на автобусе. В итоге гости полуострова были вынуждены выезжать в семь утра, а возвращаться в 23.00. 10-11 часов уходило на дорогу туда и обратно, а в самом Севастополе туристы провели всего 5-6 часов
- Главные преимущества круизов для туристов - минимум переездов и возможность каждый день видеть новый город, - говорит директор круизного флота "Русич". - В Крыму же возникают сложности: чтобы посмотреть полуостров целиком, необходимо каждый вечер на автобусе возвращаться на теплоход. Если бы мы стояли в Севастополе, то за три дня туристы увидели бы гораздо больше достопримечательностей. Но, к сожалению, нам дали разрешение дойти только до Керчи. Мы писали в минтранс РК, объясняли, что у нас теплоход смешанного типа, но нам отказывают и никак не могут это аргументировать. Хотя в прежние годы пассажирские теплоходы этого класса без проблем ходили и в Феодосию, и в Севастополь.
В министерстве транспорта Крыма "РГ" сообщили, что, по их информации "Русь Великая" - это речной теплоход, поэтому ему и разрешили дойти лишь до Керчи.
- "Русь Великая" - лишь второй круизный теплоход, который решился пришвартоваться в Крыму, - напомнил председатель комитета Государственного совета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк. - Нежелание заходить в Крым объясняется просто - санкции. Круизные лайнеры - это долгоиграющие бизнес-проекты стоимостью сотни миллионов долларов, и в большинстве своем суда приобретены либо в кредит, либо по лизингу. Пока кредит полностью не погашен, пока есть хоть одна зацепка, иностранные компании в государствах, поддерживающих санкции, смогут забрать лайнеры. Вспомните, что было с "Добролетом": самолеты заставили вернуть, несмотря на экономический ущерб. Мы на эту ситуацию влиять не можем. Некоторые страны уже пересматривают свое отношение к Крыму, но правительства европейских стран оказывают давление на свой бизнес.
Пока заход круизного теплохода в порт Керчи вызвал реакцию только украинской стороны. Так называемый "Майдан иностранных дел" напомнил, что заход в порты Крыма - преступление, которое карается в соответствии с Уголовным кодексом Украины.
- Члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию, - заявили в "Майдане иностранных дел".
При этом в компании, организовавшей круиз, не опасаются санкций и заявлений украинской стороны.
- Мы работаем на рынке с 2000 года и занимаемся только внутренним туризмом, - говорит Антон Нешатаев. - Теплоходы у нас ходят по внутренним водным путям России. "Русь Великая" - единственное судно, которое ходит в Казахстан. Но я думаю, там никаких проблем не возникнет. Все теплоходы в нашей собственности, так что санкций мы не боимся.
Кстати
В сентябре 2014 года в Ялтинский морской торговый порт, несмотря на международные санкции, впервые с момента присоединения Крыма к России зашел европейский туристический лайнер. Греческий корабль Ocean Majesty, зафрахтованный немецким оператором Hansa Touristik GmbH, поднял на мачте российский флаг и высадил несколько сотен немецких туристов. Всего на борту было 436 туристов, 330 из них сошли на берег. Они прогуливались по Ялте, любовались достопримечательностями, ездили в Алупку, Ливадию, Ласточкино гнездо. Больше пассажирские суда из-за рубежа в Крым не заходили. Летом на полуостров курсировали скоростные катамараны с Кубани Анапа-Керчь, но они оказались нерентабельными из-за низкого спроса.